Мухомор красный, сухие шляпки (Amanita Muscaria) отзывы

Гриб мухомор применяется в фармакологии и косметологии для лечения разных заболеваний. Некоторые представители семейства пригодны в пищу после обработки. Сбор и заготовка сырья требуют особого внимания, знаний и умения отличать виды.

Загадочные грибы мухоморы

Род мухоморов имеет разнообразие видов, по некоторым данным их почти 600 наименований. Красный, зеленый или пантерный мухомор – грибы ядовитые.

Но существуют в природе и иные мухоморы, которые принято считать условно съедобными грибами. Один из видов относится к первой категории низших растений.

Важно при сборе лесного урожая знать, где съедобные экземпляры, а какие брать для заготовок не стоит.

Ядовитые мухоморы

Первоначально мухомором называли только те грибы, которые имели красный цвет верхней части тела. Но со временем это наименование распространилось на весь многочисленный род семейства Аманитовых.

Этот лесной продукт известен всем, он похож на красный сигнал светофора. Сигнализирует об опасности своим внешним видом, попутать этих лесных красавцев невозможно, они не имеют двойников.

При разрезе одни ядовитые грибы мухоморы ничем не пахнут, другие издают неприятный аромат.

Произрастают растения в хвойных лесах по всей России, реже их можно встретить под березами. В южных регионах эти экземпляры появляются реже. Мухомор ядовитый начинает пробиваться из почвы с середины лета, и не исчезает до наступления первых заморозков.

Шляпа микоризообразующего пластинчатого продукта способна вырасти при благоприятных условиях до 20 см в диаметре.

Сначала она имеет шаровидную форму, со временем превращается в выпукло-распростертую, края шляпы в этот период приобретают рубчатый край. Мякоть гриба мухомора белая и сладковатая на вкус. Верхняя часть шляпки блестящая клейкая.

Цвет ее встречается не только красный, но и белых оттенков, растут желтые, коричневые и даже зеленые. Под шляпкой располагаются пластины различной длины.

Цилиндрическая ножка достигает в толщину 3 см, высота данной части тела вырастает до 20 см. У молодых представителей ножка плотная, у старого мухомора она становиться полой. У основания ножки вырастает белая кольцевидная оболочка (вольва).

Красный мухомор – ядовитый гриб, способен вызвать смертельный исход. Мусцимол – активный компонент, который содержится в грибе, – признан галлюциногенным веществом.

Именно шляпка данного представителя позволила наделить его таким именем.

Существуют еще некоторые названия ядовитых мухоморов, например, весенний, белый вонючий, Виттадини или щетинистый. Все эти лесные представители несъедобны. Из них невозможно сделать заготовки, заинтересоваться такими находками в лесу могут лишь знахари, народные целители или люди, которые используют мухоморы в качестве отравы против мух и других насекомых.

Среди семейства мухоморовых есть отдельные представители, которые можно употреблять в пищу. Кроме того, некоторые из них имеют лечебные свойства, которые используются в народной медицине.

Описание съедобных микоризообразующих пластинчатых грибов можно продолжить на примере яйцевидного гриба или шафранового низшего растения. Его шляпка блестящая, оранжевая, встречается желто-коричневая. Форма верхнего тела молодого гриба похожа на колокольчик, через некоторое время она становится распростертой. Мякоть тела наделена выраженным вкусом и запахом.

Основной отличительный признак съедобного продукта – это отсутствие на ножке кольца. Двойников у этого растения нет. В лесу может встретиться группа лесных растений или одиночный гриб. Допустимо сделать из этого продукта любую заготовку, а вот употреблять в сыром виде гриб нельзя. Отличительные лечебные свойства съедобного шафранового растения нигде не отмечены.

Читайте также:  Домашние шампиньоны: гордость любого хозяина!

Целебные качества мухомора

Кроме упомянутого выше вещества мусцимола, в состав мухомора входят алкалоид мускаридин, иботеновая кислота, мускаруфин и другие интересные компоненты. Они способны сделать желаемый результат при лечении некоторых заболеваний нервной системы, помогают при кожных недугах, суставных проблемах и т.д.

Из красного мухомора готовят настойки и мази, целители уверены, его лечебные свойства помогают омолодить организм, избавить от туберкулеза, ослабить спазмы в кишечнике. Продукт не рекомендуют применять внутрь, т.к. он ядовит.

Что будет если съесть мухомор (видео)

В Голландии употребление псилоцибиновых грибов легализовано. Их без труда можно купить в специализированных магазинах вместе с инструкцией по применению Споры мира грез

Как известно, многие наркотики являются лекарственными веществами — все зависит от дозы и способа применения. То же можно сказать и о галлюциногенных грибах — при разумном подходе они могут послужить медицине. Скажем, небезызвестный препарат ЛСД получен из гриба спорыньи, которую в былые времена использовали в акушерстве.

Спорынья, так же как и дрожжи, относится к классу аскомицетов, или сумчатых грибов (Ascomycetes), для которых характерно образование сумок — одноклеточных структур, содержащих споры. Найти их можно на колосьях ржи, пшеницы. Эти грибы по форме похожи на «рожки» черно-фиолетового цвета. Их твердые образования — склероции (зимняя стадия гриба) содержат ядовитые алкалоиды, вызывающие токсикоз, судороги и летальный исход. До начала XIX века вспышки эрготизма (нервного заболевания, спровоцированного спорыньей) в Европе регулярно уносили сотни жизней людей и домашних животных. В наше время вещества, выделенные из склероциев спорыньи, с большой осторожностью применяют для лечения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Славу таинственных галлюциногенных грибов вместе со спорыньей делят и псилоцибе (родовое название Psilocybe означает «лысая голова»), произрастающие в Мексике. В XX веке спрос на них буквально захлестнул мир — туристы зачастили в страну агавы. Они изучали действие «волшебных грибов» на самих себе, публиковали восторженные рассказы об испытанных ощущениях и даже давали советы по выращиванию псилоцибе, а в Интернете начали открываться сайты, повествующие о современных грибных «трипах». Экстремалы утверждали, что съесть штук тридцать псилоцибе — совершенно безопасно, хотя всякий здравомыслящий человек понимает, что это совсем не так. Всего один миллиграмм псилоцибина вызывает дурман, а 60 — галлюцинации и лишает восприятия реальности. Также в этих грибах обнаружены два алкалоида, которые нарушают деятельность центральной нервной системы. Опыты с ритуальными грибами древних ацтеков нередко имеют и летальный исход. Спасает человека в таких случаях только немедленная врачебная помощь.

Ольга Кувыкина

Красный мухомор в народной медицине и ритуалах

Данные о применении красного мухомора в медицине не подтверждены. Утверждается, что шляпки несъедобного мухомора используют при лечении огромного числа заболеваний, например артрита, ревматизма, радикулита, паралича, ишиаса, невралгии и даже онкологии.

Древние индоиранцы из сока красного мухомора, хвойного кустарника эфедры и цветка гармалы готовили ритуальный напиток сома. Существует версия, что он имел и некоторые оздоровительные свойства. Его принимали во время пения религиозных гимнов. В гимнах «Ригведы» этот напиток называется «ребенком земли красного цвета без листьев, цветов и плодов, с головой, напоминающей глаз».

Сторонники шаманских ритуалов, любители новых ощущений должны помнить, что содержание ядовитых веществ в красных мухоморах разное, поэтому, прежде чем совершить тот или иной поступок, стоит задуматься о собственном здоровье. В среднем для летального исхода здоровому человеку потребуется 12-15 шляпок мухомора, но в зависимости от возраста и других особенностей гриба их количество может быть намного меньшим. Злоупотребление при применении красного мухомора как в медицине, так и при ритуалах может вызвать не только чувство слабого опьянения или легкие галлюцинации, но и амнезию.

В России и Европе люди использовали мухомор как средство для борьбы с насекомыми, в частности с мухами. Из него делали отвар, на который насекомые слетались и погибали. Отсюда и пошло название гриба.

Употребление в пищу: гриб ядовит, поэтому несъедобен. Народы Сибири, некоторых стран Европы и Северной Америки мухомор часто употребляли в пищу как галлюциногенное средство — в нем есть мусцимол, обладающий психотропными свойствами. В шаманских ритуалах красный мухомор использовался как опьяняющее средство.

Неотложная доврачебная помощь:

  1. Дать больному выпить 0,5–1 л воды и вызвать рвоту, засунув пальцы в рот и раздражая корень языка. Так проделать несколько раз до полного очищения желудка от остатков пищи, т. е. до чистой воды.
  2. Дать больному выпить солевое слабительное — 30 г сульфата магнезии на полстакана воды.
  3. При отсутствии слабительного сделать больному клизму с 1 стаканом теплой воды, в которую желательно добавить для усиления действия одну чайную ложку мыльной стружки из хозяйственного или детского мыла.
  4. Дать больному 15 капель настойки красавки (белладонны), или 30 капель Зеленина, или 2 таблетки из числа любых имеющихся в домашней аптечки препаратов белладонны (бекарбон, бесалол, беллалгин, беллатаминал, беллоид, желудочные таблетки с экстрактом красавки). Больше чем указанное количество капель и таблеток принимать нельзя!
  5. Доставить больного в лечебное учреждение.

Как правильно собирать и заготавливать

Заготовка начинается в конце августа. Собирают молодые и зрелые экземпляры. Самым ценным считается гриб, заготовленный в октябре. Перед сушкой грибы очищают от земли и других загрязнений. Крупные шляпки можно разделить на части, учитывая то, что они отлично впитывают влагу, которая способствует их порче.

Сушат в хорошо проветриваемом прохладном помещении, нанизав на нитку. Готовые шляпки должны легко крошиться в руках. При интенсивной сушке в духовке следует выбрать и поддерживать температурный режим.

Мухомор в мифе и ритуале

Мухомор как явление традиционной пищевой культуры естественно занял место в мифопоэтическом космосе потребляющих его народов. Наркотическая галлюцинация для архаического сознания также реальна, как и любое другое явление и, несомненно, требует поименования и объяснения. Так, у чукчей гриб персонифицировался в духа – мухомора, его представляли похожим на настоящий гриб – без шеи и без ног, с цилиндрическим телом и большой головой, хотя он мог являться в самых разнообразных формах. Он передвигался, быстро вращаясь. Духи-мухоморы, по представлениям чукчей, очень сильны, они прорастают сквозь камни и деревья, разрывая и кроша их. Они связаны с нижним миром, во всяком случае зачастую они водят своих почитателей в страну, где живут мертвые [ и считают, что через мухоморный транс происходит контакт с верхним миром], в связи с этим они весьма опасны и коварны, они требуют от человека постоянного почтения к себе и окружающей природе, заставляют выполнять все их приказания, грозя за неповиновение смертью, зачастую выкидывают злые шутки, показывают некоторые вещи в ложном виде. (Богораз, 1991, ; он же, 1939, с. 5). У обских угров также существовало представление о том, что в мухоморе пребывает особый дух. По сообщению М.В. Шатилова: «пун» (мухомор – А.Ш.) … сообщает человеку особое состояние, когда он все знает, кто у него украл что-нибудь, кто обманул его и т.д.»

Читайте также:  Как выращивать грибы вешенки в теплице в мешках зимой?

Употребляя мухоморы, люди легко входят в контакт с ними, обретают часть их мистической силы, иногда могут даже сами становиться (ощущать себя) грибами. Видимо, только у отдельных, скорее всего физиологически предрасположенных индивидуумов, одним из постоянных стимулов к приему мухоморов было именно стремление к контакту с миром духов, обретение новых мистических возможностей, дарованных духами природных стихий. Это явление широко распространено в Западной Сибири. У хантов мухоморы потребляли исполнители героических сказаний. «… певец для большего воодушевления съедал перед началом пения несколько мухоморов – 7-14-21, то есть число кратное семи[3]: от них он просто приходит в исступление и походит на бесноватого. Тогда всю ночь напролет диким голосом распевает он былины, даже и давно, казалось, забытые, а утром в изнеможении падает на лавку» (Патканов, 1891, с.5). Именно этот индивидуальный опыт и лежит в основе представлений о шаманской сущности мухомора. Действительно, есть сведения, сто среди сибирских шаманов было немало «визионеров», входящих в транс посредством приема мухоморов или посещающих духов в наркотическом сне после поедания грибов. В мансийском фольклоре шамана называли «мухомороедящим» человеком. В одном из мансийских героических сказаний рассказывается: «Эква-Пырыщ сходил, шамана привел. Большой котел с мухоморами на огонь повесил. Шаман ворожить стал, мухоморы есть, в бубен бьет, ворожит. О проделках Эква-Пырыща вот-вот узнает» (Чернецов, 1935, с. 77). Несколько таких случаев у хантов приводит К.Ф. Карьялайнен, причем употребляют мухоморы шаманы и мужчины и женщины чаще всего, чтобы нанести визит Санке – Верховному небесному божеству (Karjalainen, p. 306-307).

Чаще в Западной Сибири свойства мухоморов использовали не для вступления в контакт с духами, а в реальной медицинской практике. Лечебный сеанс хантыйского исылта-ку (фокусника и лекаря) с применением мухомора достаточно подробно описал (Кулемзин, Лукина, 1992, – 120). Вся процедура сводится к усыплению пациента, его длительному сну и пробуждению. Для погружения пациента в сон исылта-ку готовит довольно сложное снадобье. Он размачивает в двух сосудах с теплой водой сухую пленку мухомора и сам гриб без пленки, при этом вода должна быть снеговой, а чашка деревянной, как в любой ритуальной практике нарушение заведенного порядка здесь недопустимо. Выпив снадобье, пациент должен спать в холодном помещении три дня. Сам врачеватель тоже принимает мухомор, вместе с клиентом он должен отправиться к подземному богу Кали-Торуму, передать подарок и попросить, чтоб не забирал больного. У последнего от приема снадобья снижается кровяное давление, замедляется дыхание, то есть наступает очень тяжелая интоксикация, при неосторожности или превышении дозы наркотика может наступить паралич дыхательного центра и остановиться дыхание. Доза исылта-ку, по всей видимости, незначительна, поскольку он должен бодрствовать, следя за состоянием спящего, и вовремя вывести его из этого состояния. Лечебная практика хантыйского исылта-ку семантически чрезвычайно сходна с действиями мексиканского мага дона Хуана по употреблению наркотического кактуса пейота, описанными Карлосом Кастанедой (Кастанеда, 1995). Прямые связи здесь исключены, скорее речь может идти об универсальной объяснительной модели восприятия наркотических средств в архаических культурах. Сходные понятия о наркотических и галлюциногенных препаратах широко распространены у самых разных народов Африки, Америки и Океании. ссылка ссылка ссылка ссылка ссылка