Выбор видов плуга для мотоблока и его устройство своими руками

Окучивание сельскохозяйственных культур сохраняет плодородие почвы, увеличивает эффективность выращивания, снижает расходы на удобрения и полив. Собрать богатый урожай некоторых овощных растений, особенно картофеля, без этой процедуры невозможно. Но окучивать вручную долго и утомительно. Быстрее и экономичнее применить мотоблок с окучником. Такое приспособление можно изготовить самостоятельно. Рассмотрим, какие бывают окучники для картофеля к мотоблоку и как сделать их своими руками.

Плуг Зыкова своими руками + грунтозацепы — DRIVE2

Информация, возможно, будет полезна садоводам, которых наверно не мало. Давно еще прослышал про хорошие характеристики плуга Зыкова, который запатентован на украине и продается только там. В Россию они их не везут и не высылают почтой. Поискав на разных соответствующих форумах, нашел размеры его деталей и сварганил, не без помощи заводских условий конечно. Осталось покрасить и сделать к нему прицепное. Вот что , который покупался с мотоблоком Салют, имеет геометрию тракторных плугов т.е. угол атаки его ножа очень большой. Он больше работает как якорь и мотоблок упираясь пытается его ранее делал еще утяжеленные грунтозацепы. Каждый по 22 говоря, покупать то, что продается из навесного для мотоблока на рынках, рука не подымается. Цены высокие, а качества в том товаре и главное нужных рабочих характеристик нет. Сварку сваркой не назовешь. Такое ощущение, что пэтэушники на занятиях варили.

Плуг Зыкова (ПМ-2) — Правый

Нравится 50 Поделиться: Подписаться на автора

Мини, средний или тяжелый?

Для того чтобы пахота мотоблоком с плугом (распашником) была эффективной, необходимо правильно выбрать оборудование. Подбирая мотоблок, необходимо учесть, во-первых, площадь земли, которую с его помощью будут обрабатывать, и, во-вторых, задачи, которые он должен выполнять.

Существует три вида мотоблоков:

  1. легкие (мини);
  2. средние;
  3. тяжелые.

Советуем ознакомиться с техническими характеристиками мотоблоков Нева МБ 2, Салют 100, Zubr JR-Q12E.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки каждого из них.

Мини, или легкие мотоблоки

Используются для работы на небольших участках земли, их также называют мотокультиваторами. Мощность двигателя этих устройств — до 4,5 лошадиных сил.

Среди преимуществ мотокультиваторов выделяют:

  • легкость (вес не превышает 40 кг);
  • невысокую цену (от 6000 грн.);
  • возможность обрабатывать труднодоступные места благодаря небольшому захвату фрезы.

Однако легкие мотоблоки работают недолгое время, так как имеют недостаточно мощный двигатель, который быстро перегревается, и плохо зарываются в грунт из-за недостаточного веса.

Важно! В мотокультиваторах крепление дополнительного оборудования, в том числе и плуга, не предусмотрено.

Средние мотоблоки

В отличие от легких, могут похвастаться наличием заднего привода и отлично подходят для работы на больших участках (до 0,5 га). Вес варьируется от 45 до 65 кг, стоимость такого оборудования, в среднем, составляет 10 000–12 000 грн. Мощность двигателя — 4,5–12 л. с. На многие модели средних мотоблоков можно крепить дополнительное оборудование.

Основные преимущества:

  • наличие передней фары и двух передач;
  • возможность прикрепить плуг;
  • в сравнении с тяжелой техникой такого типа, средние мотоблоки более подвижны, легче поворачивают.

Среди слабых мест моноблоков этого класса выделяют глубину обработки до 11 см, которая является недостаточной для многих культур.

Тяжелые мотоблоки

Подходят для профессиональной обработки земли на участках, площадь которых превышает 0,5 га, поскольку имеют мощность двигателя от 12 до 30 л. с. и много сверхкомплектных функций. Стоимость тяжелых мотоблоков составляет не менее 12 000 грн. Возможность крепления картофелекопателя, прицепа или плуга — одно из основных преимуществ мотоблоков данного типа. Они прорывают почву легко и одолевают участок в разы быстрее мотокультиваторов.

Тяжелые мотоблоки имеют дополнительные опции: возможность регулирования пневмоколеса и руля (выше-ниже), реверс. Заметные недостатки — громоздкость, в связи с чем надо приложить много сил, для того чтобы повернуть оборудование; необходимость в усилении, т. к. при высокой нагрузке возможна поломка фрезы или ручки руля.

Узнайте, как оборудовать ваш мотоблок косилкой, картофелесажалкой, картофелекопалкой.

Разновидности

Существует несколько разновидностей такого навесного оборудования:

Листерный тип – самый простой по конструкции, потому его легче всего сделать своими руками. Такие окучники не регулируются, то есть рабочие части инструмента находятся в фиксированном положении (ширине), которое нельзя менять. Обычно захват равен 25-30 см. Соответственно, ширина рядов картофеля или другой культуры будет напрямую зависеть от ширины захвата.

Сам инструмент имеет вид двух скрепленных полукрыльев с тонкими стойками. Можно использовать для мотоблоков мощностью до 3,5 л. Преимущество данного типа в том, что агрегат не перегружается, если окучник сильно углубляется в грунт. Но при высокой влажности почвы возможно её налипание.

Дисковые окучники, как понятно из названия, состоят из двух расположенных под углами дисков, закрепленных на раме. Отличается высокой эффективностью, потому магазинные варианты стоят соответственно. Изготавливать такой тип окучника немного сложнее. При этом очень важно правильно подобрать диски по размеру, симметрично их установить. При самостоятельном изготовлении можно сделать дисковые окучники с фиксированным или регулируемым захватом.

В пропеллерных окучниках рабочие элементы имеют вид пропеллеров (наподобие домашних вентиляторов). Другие названия этой разновидности – активные или роторные окучники. Их работа состоит из двух этапов: вскапывание и очищение почвы от сорняков, а затем – рыхление. Однако все это происходит за один виток диска. Могут использоваться только с теми мотоблоками, у которых имеется две передние передачи, чтобы на скорости 180 оборотов в минуту была возможность перброса почвы между рядами посадок.

Пропеллерные окучники намного эффективнее других видов, но используются и изготавливаются в домашних условиях реже из-за сложности конструкции.

Окучник пропеллерного типа.

Также существует классификация по принципу работы – окучники могут быть двухрядными или однорядными. Двухрядные (двойные) экземпляры дают возможность вести одновременную обработку ряда с двух сторон. Обычно это регулируемые окучники – за счет изменения положения пластин можно выбирать угол и ширину борозды.

Однорядные окучники отличаются меньшими габаритами, но обычно не регулируются. Такие приспособления состоят только из одной пластины, что снижает их функциональность и позволяет производить только одну операцию за единицу времени.

Двух- и однорядные модели листерных окучивателей.

Вспомогательное оборудование для мотоблока

В числе необходимых усовершенствований мотоблока в виде навесного оборудования рекомендуется сделать, кроме всего вышеперечисленного, следующие элементы:

  • колеса с грунтозацепами для работы на рыхлой почве;
  • подъемник;
  • навесной ковш-отвал для уборки снега.

Для конструкций колес, используемых в качестве движителей мотоблока на пашне используют колеса с резиновыми покрышками. Как самому сделать колеса для мотоблока с грунтозацепами подскажет опыт и умение работать с готовыми конструкциями, например, со стальными дисками от автоколес.

Для этого нужно:

  • 2 стальных диска от легкового автомобиля;
  • уголки 25х25 см;
  • электросварка;
  • болгарка;
  • рулетка и карандаш.

Уголок разрезается на отрезки по 35-40 см. Обода диска размечаются на равные сегменты. Лучше всего, если их будет 8 или 10. Делаются отметки  и в местах отметок привариваются уголки.

Подъемник своими руками для мотоблока лучше сделать из отрезка трубы диаметром 100 мм. Сам подъемник делается в виде ролика на кронштейне. Он в случае необходимости изменяет свое положение и дает возможность поднять мотоблок на опору. В обычном положении вал-подъемник находится впереди агрегата и используется как опорный каток при преодолении канав и рытвин.

Ковш для мотоблока своими руками рекомендуется собрать в том случае, если планируется использовать его в качестве снегоуборочной машины.

Ковш можно сделать:

  • из листового металла толщиной 1,5-2 мм;
  • жесткого пластика с ножом в нижней части из металлической полосы;
  • из фанеры толщиной 8-10 мм или плиты OSB 10-12 мм.

Ковш жестко закрепляется на раме мотоблока. Для облегчения работы можно сделать поворотное устройство для изменения угла наклона режущей плоскости к поверхности дороги.

Чтобы ковш работал долгое время, впереди на кронштейне выносится опорная лыжа. Это позволит сделать очистку более безопасной. Режущая поверхность будет находиться на определённой высоте над землей и не касаться грунта.

Усовершенствовать домашнюю мототехнику под свои требования можно без больших затрат. Ведь навесное оборудование на мотоблок можно собрать самостоятельно, все сделав своими руками.

Работа мотоблока с навесным оборудованием — видео

Loading…

Подготовка к вспашке плугом

Перед высаживанием рассады и посева семян сельскохозяйственных культур почву необходимо подготовить и первым делом вспахать верхний слой. Эту работу с легкостью выполнит плуг мотокультиватора. Правильно отрегулированный механизм сделает аккуратную и ровную борозду. Для начала выполняются подготовительные работы с самим мотоблоком, его транспортируют к месту начала работ, осматривают и готовят к установке плуга. Затем его закрепляют и регулируют, если необходимо – затачивают. Только после этого приступают к пахоте.

Настройка

К месту начала работ мотокультиватор привозят в разобранном состоянии: грунтозацепы и навесное оборудование должно быть снято:

  • Демонтируют колеса, чтобы вместо них установить специальные грунтозацепы. Без этих приспособлений вспахать землю будет проблематично.
  • Улучшают устойчивость мотоблока. Для этого ступицы колесной пары снимают и на их место устанавливают другие, более удлиненные. Таким образом, увеличивается расстояние между грунтозацепами и мини-трактором лучше управлять во время движения.
  • Непосредственная установка грунтозацепных устройств.

Регулировка

Для удобства регулировки нужно взять брус высотой 15 сантиметров в количестве 2 штук. Они будут служить подставками. Далее настраивают глубину вспашки. Самая оптимальная составляет 16-20 сантиметров. Вся процедура проходит на ровной горизонтальной поверхности. Теперь можно настраивать угол наклона конструкции плуга:

  • Заднюю его часть приподнимают поворотом специального регулировочного болта. Так, увеличивается глубина борозды.
  • Обратным поворотом болта добиваются уменьшения глубины вспашки.

Совет. Расстояние между плугом и уровнем земли должно выдерживаться не более 5 сантиметров. Если оно будет менее 3, плуг будет врываться в почву и качество вспахивания будет низким. При этом двигатель ощутит на себе увеличение нагрузки, что негативно скажется на его дальнейшей работоспособности.

До начала проведения основной работы следует вспахать пробную полосу и проверить результат. Прежде всего, обращают внимание на следующее:

  • Глубина полосы, состояние отвала.
  • Во время движения следят за ходом плуга.
  • Плавный ход мотоблока.
  • Работа двигателя и физическая загруженность оператора.

Выполнение контрольной полосы осуществляется в следующей последовательности:

  • Мини-трактор ставят на край обрабатываемого участка земли.
  • Включается передача и плавно выжимается сцепление. При движении нужно следить, чтобы мотоблок с плугом шел параллельно поверхности земли, сильно не зарываясь и не поднимаясь. При этом особых усилий прикладывать особо не нужно, мототехника сама пойдет вперед.
  • Проверяют результат пройденной первой полосы, если он соответствует требуемой глубине, то работу можно начинать в полном объеме.

Затачивание

Основной элемент конструкции плуга, на который приходится основная нагрузка при вспашке, – лемех. Для результативного среза земли он должен быть хорошо заточен. В противном случае, тупые лезвия будут тормозить продвижение плуга вперед. Многие пытаются сделать плуг самостоятельно и в результате не очень довольны своей работой. А все потому, что недостаточно знаний о производстве лемеха и способах его заточки. Лемех должен быть обязательно съемным с режущей кромкой толщиной чуть большей 1 миллиметра и углом от 25 до 40 градусов. Конечно, лучше всего приобрести готовое изделие, но можно попробовать сделать хороший плуг для мотоблока самостоятельно, используя схемы и чертежи, а также огромное количество видео, представленных в сети интернет.

Основные требования к лемеху:

  • лезвие (его край) должно располагаться ниже полозка на 2 см;
  • отвал и рабочая плоскость лемеха должны плотно стыковаться между собой без зазоров;
  • задняя поверхность крепится к основанию плуга под углом 20 градусов, но не больше;
  • режущая кромка выполняется из твердого сплава с фаской в 4 мм.

Затупленное лезвие приводит к ухудшению заглубления плуга в землю. Значит, его необходимо заточить. Как правильно это сделать? Лучшим местом, где такие работы выполнят на высшем уровне, является кузница. В ней сначала материал разогревают до высокой температуры, затем при помощи кувалды исправляют изношенные места. Далее лезвие обрабатывают точилом и закаливают.

Современные производители сельскохозяйственной техники и инструмента выпускают лезвия с самозаточкой. Как выйти из положения, если нет ни того, ни другого? В таком случае применяют обычный наждак. Заточка происходит со стороны наплыва земли под небольшим углом к лицевой поверхности.

Не забывайте о требованиях к крепежу

Установка

Подходит момент установки плуга на мотоблок. Но для начала на него необходимо закрепить сцепку:

  • Раскладывается необходимый для проведения работ инструмент: ключи, сцепка, плуг.
  • Регулируется глубина борозды. Сопоставляются отверстие ступицы и стойки плуга.
  • Отверстия закрепляются общим болтом.
  • Установленная сцепка на плуг фиксируется болтовыми соединениями.
  • Конструкция навешивается на мотоблок.

Как крепить сцепку для мотоблока?

После всех подготовительных работ можно приступать к сбору сцепки на мотоблок. С помощью болтов прочно прикрепите кронштейн к швеллеру. Если у вас сцепка с регулировочным механизмом, прикрепите и его.

Можете приступать к установке, для этого прикрепите кронштейн к фаркопу мотоблока с помощью штырей и установите навеску.

Как крепить сцепку для мотоблока?

Непосредственно перед работой нужно отрегулировать оборудование. Сделав несколько кругов, вы сможете для себя настроить приемлемое положение навесного оборудования.

Такая сцепка идеально подходит для прицепа мотоблока, сеялки, бороны, окучивателя и других полезных в сельском хозяйстве приспособлений к мотоблокам МТЗ, Нева МБ-2, Агро и других.

Лебедочные проблемы

Лебедочный и ручной плуг должны быть возможно более простыми конструктивно и легкими, чтобы как можно меньше усилий тратилось на передвижение самого плуга. Важнейшие задачи их конструирования – установка глубины вспашки и компенсация стремления плуга уйти вбок или завалиться набок, т.к. малый вес самой конструкции здесь не помощник. Существенно и то, что, если плуг застрянет и встанет (что отнюдь не исключено, т.к. тягло слабое), то сдернуть его с места или выдернуть и продолжить проход, не испортив борозды, невозможно.

Надежно, но не вполне удобно, эти задачи решены в конструкции известного лебедочного плуга «Перышко», см. рис: глубина вспашки задается сменой пашущего корпуса или установкой колес других диаметров. Точка крепления тягового троса расположена асимметрично относительно продольной оси грядиля; ее положение подобрано для культурных почв средней полосы РФ. Дополнительно стремление плуга уйти вбок компенсирует разнос осей колес по ходу плуга.

Лебедочные проблемы

Чертежи лебедочного плуга Перышко

Почвы везде все же различны, но держать набор колес на разные глубины вспашки это еще полбеды. Хуже то, что и в пределах одного участка плотность и связность почвы могут заметно различаться; на таких «Перышко» с приводом от лебедки менее чем на 2-3 кВт встанет. На слабую электрическую лебедку с однофазным питанием от бытовой розетки, или ручную, рассчитан плуг на поз. 1 рис. В нем нужная асимметрия тяги грубо задается осями колес разной длины, а точно устанавливается перемещением и фиксацией хомута тягового троса. Но если его фиксатор ослабнет и хомут сползет, встанет с корпусом в земле и этот плуг.

Чертежи плугов на лебедочной тяге

Лебедочные проблемы

У автора конструкции на поз. 2 оказался в распоряжении грядиль от «настоящей большой» сельхозтехники, что и решило проблему. Глубина вспашки задается поворотом кронштейна (стойки на чертеже) бороздного колеса, а оси обоих колес выдвижные, что дает возможность оперативно и точно выставлять асимметрию тяги. В предыдущих конструкциях такое решение невозможно: деформация грядилей из водопроводной или профтрубы при рывке тяги может быть обратимой и незаметной на глаз, но достаточной, чтобы плуг застрял.

Как сделать плуг к мотоблоку своими руками

Многим владельцам мотоблоков в хозяйстве обязательно нужен плуг, поэтому его рабочие элементы зачастую изготавливают своими руками.

Обычно с этой целью применяют сталь 3 — 5 мм. Предварительно должен быть сделан лемех, для чего нужен диск от циркулярной пилы. Режущую часть лемеха следует хорошо обработать, заточив под углом 45°.

На следующем этапе переходят к изготовлению отвала, что лучше делать с использованием трубы, которая имеет диаметр 0,5 м при толщине стенок, равной 5 мм. Перед созданием агрегата следует вырезать заготовку для изготовления отвала с помощью резака с последующим шлифованием болгаркой.

После окончания изготовления всех деталей можно переходить к сборке корпуса плуга, включающего лемех и боковой щиток стойки. Потребуется и дополнительный стальной лист, толщина которого 2 — 3 мм. На него следует установить лемех, прихватив его к листу точечной сваркой с каждой стороны. Эти же действия проделываются и с боковым щитком стойки, который необходимо приварить к лемеху и дополнительному листу вертикально.

Край щитка должен заходить на лемех на 4 — 7 мм. Он должен быть приподнят выше лезвия лемеха (дополнительного листа) на 6 — 8 мм. После этого к лемеху присоединяется отвал так, чтобы поверхности этих деталей представляли собой единой целое. Угол между лезвием лемеха и верхним обрезом отвала равен 6 — 8°.

Владельцам мотоблоков, которые планируют создание плуга самостоятельно, но сомневаются в том, стоит ли его изготавливать своими руками, лучше начать с наиболее простой конструкции. Это позволит постепенно достичь мастерства. Другим аргументом в пользу создания агрегата своими руками является высокая стоимость готового изделия.

Как отрегулировать агрегат самостоятельно

Для более эффективной работы устройства плуг на минитрактор или мотоблок следует своевременно регулировать.

Чтобы провести более точную регулировку, учитывают следующие принципы:

  1. Продольная ось регулятора и мотоблока должны совпадать.
  2. Грядиль устройства должен быть в вертикальном положении.

Для повышения эффективности работы на земельном участке помогает использование удлинителей полуосей и металлических колес с грузами. Для качественной работы на земельном участке следует иметь мотоблок или минитрактор с плугом, который не должен иметь:

  • тонкую стойку;
  • укороченный отвал;
  • малую толщину листа корпуса;
  • некачественную сталь.

Перед началом работ необходимо обязательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Используя плуг с предплужником для мотоблока, следует учитывать глубину обработки и вид почвы.

В целом регулировку изделия можно представить в виде схемы, которая включает такие детали, как:

  1. Скоба.
  2. Детали крепления.
  3. Чистик.
  4. Колесо.
  5. Стойка.
  6. Механизм винтовой.

К примеру, изделие с опорным колесом регулируют с помощью винтового механизма. Если для обработки почвы используется электрический плуг, то регулировка устройства осуществляется с помощью двухручьевого шкива, что изменяет тяговое усилие и скорость при пахоте.

Установка плуга на мотоблок через сцепку

Прежде чем устанавливать агрегат, мы устанавливаем штангу под левым колесом мотоблока, чтобы воспроизвести процесс пахоты. Конструктивно плуги отличаются друг от друга, поэтому нужно знать глубину вспашки заранее, обычно рекомендуется глубина указана в инструкциях к устройству. На дачных и приусадебных участках глубина вспашки устанавливается от десять до двадцать см.

Агрегат подвешивают на Одноточечный креплении и фиксируют двумя болтами. Если мотоблок не оснащены Одноточечный системой, то к нему крепится зацепка, на которую висит плуг. Устанавливая устройство через зацепку, главное, чтобы в горизонтальной плоскости был небольшой люфт, не более пять градусов, ведь если максимально затянуть болты, вам придется приложить усилия, чтобы обработать почву.

После подключения подготовки машины к пахоте и подключение плуга можно приступать к настройке устройства.

Регулировка на тяжелых мотоблоках

Установка плуга на тяжелых дизельных мотоблоках не отличается от параметров на машинах легкого класса. Единственное, что наконечники не устанавливаются на тяжелых машинах, поскольку масса такого оборудования превышает двести кг. Главное. Соблюдать меры безопасности при подключении агрегата и вспашке, ведь чем мощнее оборудования, тем осторожнее нужно быть во время работы.

Затачивание лемеха

Основным рабочим элементом плуга является доля (нож). Доля несет основную нагрузку во время пахоты, ведь именно этот элемент прорезает слой почвы. Со временем доля притупляется, что приводит к снижению производительности пахоты. Агрегат должен быть оборудован съемной частью.

Если режущая кромка повреждена, устройство перестает легко опускаться в землю, а мотоблок начинает скользить. Если процесс вспашки ухудшилось, то самое время сделать ремонт. Доля может быть заточена правильно только на специальном оборудовании, которое нагреет сталь, чтобы сделать ее пластичной. После того как сталь становится более пластичной, ее выпрямляют, охлаждают и затачивают. В домашних условиях можно использовать станок для заточки инструментов. Доля должна быть заточена под небольшим углом, с той стороны, на которой она врезается в землю.

Рекомендации по изготовлению оборотного плуга

Первоначально необходимо изготовить раму, для которой используется металлическая труба. Ее сечение может быть равно 52 x 40 мм. Толщина стенки должна составить примерно 7 мм. Для вилки нужно срезать широкие стенки рамы, которые располагаются друг напротив друга.

На раме после этого отмечается середина, где будет находиться поперечная траверса. Туда же привариваются стойки, которые имеют функцию проушин. Туда фиксируется дышло. В передней части рамы образуется отверстие, которое следует заварить наглухо, чтобы исключить попадание грязи.

Читайте также:  Мини-трактор для дачи: правильный выбор маленькой техники