Толщиномер краски (ЛКП) автомобиля

 Мы же в настоящей статье хотим затронуть тему принципов работы толщиномеров краски, их видов, стоимости и целесообразности приобретения для рядового автолюбителя.

Принцип работы и виды толщиномеров краски (ЛКП) автомобиля

 Толщиномеры краски работают по двум различным принципам. Первый вариант, это метод магнитной  индукции для деталей из магнитящихся материалов (черные металлы). Такие толщиномеры называются толщиномерами F – типа.  Второй вариант работы толщиномера  реализован по методу вихревых токов, когда детали машины выполнены из пластика или цветных металлов – толщиномер  N — типа. Бывают более сложные варианты толщиномеров, где тот и другой принцип совмещены, это толщиномеры FN – типа.

Новые статьи

Статьи / Популярные вопросы Что и откуда может потечь из машины и чем это опасно Внезапно появившаяся лужа или большое пятно под машиной – повод задуматься о том, что это может быть. Ведь в агрегатах автомобиля есть десяток эксплуатационных жидкостей, которые могут оказа… 372 0 1 Статьи / Практика TMPS: стоит ли ставить систему контроля давления в шинах и как её ломают в шиномонтаже Ещё не так давно система TPMS считалась атрибутом автомобиля очень высокого класса. Сейчас она встречается всё чаще и чаще, и, скорее всего, скоро наступит то время, когда эту систему застав… 3839 0 2 Статьи / Интервью Анатолий Калицев, Renault: «TCe 150 по ресурсу превосходит наш 2-литровый мотор» С экспертом по потребительским свойствам автомобилей Renault мы говорим о новом Дастере и соплатформенных моделях, турбомоторах и вариаторах, а также особенностях российского автомобильног… 23758 3 3

Новое интересное пришлем на почту!

На каком покрытии работают толщиномеры?

Толщина лакокрасочного покрытия (ЛКП) может измеряться соответствующим прибором, он обладает своими особенностями, а на некоторых покрытиях даже может показывать неправильную величину. Принцип работы и материал, на котором может проводиться исследование, могут отличаться:

  • электромагнитная основа может использоваться для определения толщины только на кузовах из ферромагнитных сплавов – железо и сталь;
  • вихретоковый метод обработки данных работает для измерения толщины на диамагнетиках. Толщина краски на автомобилях в микронах может определяться для алюминиевых, медных, бронзовых и других сплавов;
  • комбинированный принцип позволяет определять величину покрытия на всех типах металлов;
  • ультразвуковое и эхолокационное воздействие показывает толщину любого материала на любой поверхности независимо от типа работы устройства.

Каждый прибор для измерения краски на авто, кроме ультразвуковых вариантов, требует наличия металлической основы. При необходимости проверять наличие битых частей кузова на современных автомобилях с композитным или пластиковым корпусом придётся покупать или арендовать эхолокационное устройство.

Виды толщиномеров

По принципу функционирования приборы делятся на следующие виды:

  • Механические. Устройства данного типа именуют толщиномерами мокрого слоя и предназначены они для регуляции свежих, не успевших затвердеть лакокрасочных покрытий. Применение прибора позволяет проконтролировать качество нанесения, расход материала, длительность сушки и т. д. Это самый простой и дешёвый измерительный инструмент, как правило, он являет собой шестигранную пластмассовую, алюминиевую или стальную пластину, на краях которой находится гребёнка с разметкой.
  • Электромагнитные. В приборах такого плана используются такие физические явления, как магнитная индукция и эффект Холла, благодаря чему можно измерять плотность магнитного потока. В отличие от приспособлений предыдущего типа, инструмент позволяет снимать показания, не повреждая поверхность. Процент погрешности измерений электромагнитным толщиномером составляет ±3%, подходит прибор только для магнитных поверхностей (металлических).
  • Магнитные. Работая по принципу свойств постоянных магнитов, устройства измеряют немагнитные покрытия, нанесённые на магнитные поверхности. Замер выполняется путём оценки силы взаимодействия магнита прибора и основы покрытия. Так, отклонения толщины ЛКП меняет и силу взаимодействия магнита с поверхностью основания, а данные в метрической системе выводятся на дисплей специально откалиброванной шкалой.
  • Вихретоковые. Толщиномер применяется для измерений толщины покрытия на токопроводящих поверхностях, посредством прибора можно получить достоверные показания при работе с медью или алюминием, в случае с чёрными металлами повышается погрешность. Преимущество такого вида оборудования в способности измерения на тех металлах, с которыми магнитные устройства не справляются.

Принцип их функционирования заключается в следующем: посредством тока, пропускаемого через катушку с тонкой проволокой, на поверхности зонда толщиномера создаётся переменное магнитное поле, которое при контакте с проводящими поверхностями генерирует на них вихревые токи. В то же время вихревые токи образуют собственные электромагнитные поля, противоположные изначальной форме материи. Показатель напряжения на измерительной обмотке, т.е. измеряемая величина, зависит от расстояния от неё до проводящей поверхности – это и есть толщина непроводящего покрытия.

  • Комбинированные. Такие устройства сочетают в себе электромагнитный и вихретоковый сенсоры, поэтому могут быть использованы на разных поверхностях, в то числе с возможностью автоматического определения материала.
  • Ультразвуковые. Эти приборы выполняют диагностику поверхности посредством звуковых волн, они позволяют определить как общую толщину ЛКП, так и снять точные показания по каждому слоя (если их несколько, например лак, краска, грунтовка), применяются чаще всего профессионалами и стоят недёшево. Устройства работают с различными поверхностями, включая стекло, керамику, пластик и пр., не повреждая их. Принцип функционирования таких толщиномеров в отправке звуковых импульсов на поверхность измерения, отражение волн от неё считывается датчиком прибора.

Лучшие толщиномеры

Существует несколько моделей толщиномеров, которые уже давно завоевали популярность среди потребителей и отлично сочетают в себе соотношение цены и качества.

Etari ET-555

На приборе имеется стандартный светодиодный и ультрафиолетовый фонарики. Функционал позволяет использовать этот толщиномер не только для покупки автомобиля с рук, но и в работе небольшой автомастерской. Точен, измеряет не только черные, но и цветные металлы. Преимущества: расширенная гарантия на 1.5 года, с ним можно делать замеры в труднодоступных местах.

Etari ET-600

Это последняя разработка бренда Etari. Точность на высоком уровне за счет сочетания ультразвукового метода и электромагнитного. Экран жидкокристаллический, а батареи хватает на 8 часов. Еще одно преимущество – детальная самокалибровка оборудования. Но есть и минус, прибор плохо переносит температуру ниже -10°С.

Carsys DPM-816 PRO

Хорошо работает даже на деталях из алюминия, что делает его гораздо лучше большинства других моделей. Питание толщиномера происходит от пальчиковых батарей. В комплекте с прибором идут калибровочные пластины. Считаются лучшими по скорости замера и их глубине.

СЕМ DT-156

Компактный толщиномер, который отлично работает в труднодоступных местах. Вместо одной стандартной калибровочной пластины, в комплекте к данному устройству идет сразу 5. Также в модели есть отдельный USB порт, который позволяет подключать устройство к ПК и обрабатывать данные. К минусам стоит отнести некомфортное расположение экрана.

MYTESTER MT100

Имеет мобильное программное обеспечение и интуитивно понятное управление. В толщиномер встроены заводские данные толщины ЛКП на наиболее популярных марках авто. Прибор отличается хорошей точностью, плюсом его считается расширенная гарантия на три года. Все пользователи отмечают простоту в использовании аппарата, в нем каждый может разобраться без проблем.

Recxcon RM-660

Этот вариант считается хорошим, универсальным прибором. Работает даже при показателях влажности в 95%, но при этом не переносит температуры ниже -5°C. В отличие от многих других аппаратов при использовании на замер тратит больше времени.

Толщина краски на автомобилях

При­вет­ствую Вас на бло­ге !

В этой ста­тье раз­бе­рём­ся, какая тол­щи­на крас­ки на авто­мо­би­лях, из каких сло­ёв состо­ит лако­кра­соч­ное покры­тие, поче­му оно на совре­мен­ных авто­мо­би­лях такое тон­кое.

Мно­же­ство авто­мо­би­лей, про­из­во­ди­мых в наши дни и начи­ная с 1980‑х, исполь­зу­ют систе­му окра­ши­ва­ния, состо­я­щую из грун­та, базо­во­го слоя крас­ки и завер­ша­ю­ще­го слоя лака. Если быть более точ­ным, то перед грун­том на кузов на заво­де может нано­сить­ся фос­фат цин­ка и элек­тро­фо­рез­ное покры­тие. База даёт машине цвет, а лак слу­жит защит­ным сло­ем и даёт глу­бо­кий блеск.

В сред­нем, боль­шая часть совре­мен­ных авто­мо­би­лей име­ет общую тол­щи­ну ЛКП око­ло 120–150 мик­рон (может дохо­дить до 180 у авто­мо­би­лей неко­то­рых про­из­во­ди­те­лей, а может быть и тонь­ше сред­не­го зна­че­ния). Но это лишь при­мер­ные циф­ры. Тол­щи­на крас­ки раз­ли­ча­ет­ся меж­ду пане­ля­ми, авто­мо­би­ля­ми и раз­ны­ми мар­ка­ми авто­мо­би­лей.

Читайте также:  Выбираем электрокраскопульт — советы и отзывы

Невоз­мож­но дать одно чис­ло, кото­рое будет оди­на­ко­вым на всех маши­нах. Невоз­мож­но назвать точ­ную тол­щи­ну крас­ки даже в пре­де­лах одной пане­ли. Нуж­но все­гда делать несколь­ко изме­ре­ний тол­щи­но­ме­ром на сек­цию, что­бы полу­чить сред­нее зна­че­ние. Раз­ни­ца в тол­щине крас­ки на раз­ных пане­лях кузо­ва одной и той же маши­ны может состав­лять 30 мик­рон.

Этот раз­брос нор­ма­лен для завод­ско­го покры­тия.

Какова толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях в сравнении?

Как уже упо­ми­на­лось выше, тол­щи­на крас­ки на совре­мен­ных авто­мо­би­лях 120–150 мик­рон. Из обще­го слоя (грунт+краска+лак) лак состав­ля­ет при­бли­зи­тель­но 50 мик­рон.

Для срав­не­ния, тол­щи­на бума­ги для заме­ток не более 76 мик­рон (3 mil). Это зна­чит, что завод­ской лак на новых маши­нах тонь­ше лист­ка бума­ги для заме­ток.

Листок бума­ги для заме­ток тол­ще слоя завод­ско­го лака авто­мо­би­ля.

Толщина краски на автомобилях

 Тол­щи­на сред­ней кре­дит­ной кар­ты око­ло 635–890 мик­рон (25–35 mil), (в 6–9 раз тол­ще крас­ки).

Тол­щи­на листа копи­ро­валь­ной бума­ги око­ло 70 мик­рон (2.8 mil) (око­ло ½ тол­щи­ны ЛКП) и почти в пол­то­ра раза тол­ще лака на машине.

Почему лакокрасочное покрытие современных автомобилей такое тонкое?

Совре­мен­ные ЛКП име­ют малень­кую тол­щи­ну по раз­ным при­чи­нам. Одна из них эко­но­ми­че­ская. Про­из­во­ди­те­ли не хотят тра­тить крас­ки и лака боль­ше, чем тре­бу­ет­ся. Слой дела­ет­ся доста­точ­но тол­стым для защи­ты кузо­ва и доста­точ­но тон­ким для уде­шев­ле­ния про­из­вод­ства.

Мало крас­ки нано­сит­ся так­же по при­чине умень­ше­ния загряз­не­ний окру­жа­ю­щей сре­ды. Кро­ме того, сей­час на мно­гих заво­дах исполь­зу­ют­ся водо­рас­тво­ри­мые крас­ки, кото­рые спо­соб­ны нане­сти боль­ше пиг­мен­та в одном слое, чем обыч­ные.

Для обыч­ных кра­сок тре­бу­ет­ся нане­сти 4–6 тон­ких сло­ёв с про­ме­жу­точ­ной суш­кой. Совре­мен­ные водо­рас­тво­ри­мые крас­ки нано­сят­ся 2–3 базо­вых слоя. Коли­че­ство сло­ёв базы не вли­я­ет на общее каче­ство покры­тия.

В ито­ге, сокра­ща­ет­ся общее вре­мя про­из­вод­ства авто­мо­би­ля.

Измерение толщины лакокрасочного покрытия толщиномером

Если Вы изме­ря­е­те крас­ку на машине и боль­шин­ство обла­стей кузо­ва име­ет тол­щи­ну око­ло 120 мик­рон (это типич­ная тол­щи­на для боль­шин­ства авто­мо­би­лей, может варьи­ро­вать­ся меж­ду 90–150), потом Вы полу­ча­е­те резуль­тат изме­ре­ния на одной обла­сти или на всей пане­ли, рав­ный 200–400 и боль­ше, то это явный при­знак ремон­та и пере­кра­шен­ной пане­ли. Или же если какая-то область име­ет экс­тре­маль­но тон­кую крас­ку (к при­ме­ру, 60 мик­рон), то мож­но точ­но ска­зать, что эта область не раз была под­вер­же­на глу­бо­кой абра­зив­ной поли­ров­ке с шли­фо­ва­ни­ем лака.

Печа­тать ста­тью

Производители толщиномеров

Вот неко­то­рые про­из­во­ди­те­ли заре­ко­мен­до­ван­ных толщиномеров:

  • Elcometer (Вели­ко­бри­та­ния)
  • DeFelsko (США)
  • Кон­стан­та (Рос­сия), Condtrol (Рос­сия), Кро­пус (Рос­сия), АКА-Кон­троль (Рос­сия)
  • TIMEGroupInc. (Китай).

Это лишь неко­то­рые про­из­во­ди­те­ли. Суще­ству­ет не мало дру­гих брен­дов, про­из­во­дя­щих каче­ствен­ные тол­щи­но­ме­ры. Перед покуп­кой луч­ше про­чи­тать отзы­вы людей, исполь­зо­вав­ших кон­крет­ный прибор.

Печа­тать статью

Ещё интересные статьи:

  • Как убрать ржав­чи­ну с автомобиля?
  • Под­го­тов­ка ново­го поли­ро­валь­но­го кру­га к полировке
  • Кана­дец сде­лал драг­стер, сти­ли­зо­ван­ный под Ferrari Enzo
  • Исто­рия воз­ник­но­ве­ния тех­но­ло­гии без­по­кра­соч­но­го ремон­та вмятин
  • Рих­тов­ка и инстру­мен­ты для рихтования
  • Авто­мо­биль ncv из нано­во­ло­кон цел­лю­ло­зы, мате­ри­а­ла ново­го поколения
  • Как опре­де­лить пере­вёр­тыш при покуп­ке автомобиля
  • Дер­жа­тель для аэро­гра­фа сво­и­ми руками
  • Исполь­зо­ва­ние тол­щи­но­ме­ра перед полировкой
  • Как зато­чить свер­ло для высвер­ли­ва­ния точеч­ной сварки?
  • Кар­тон­ный авто­мо­биль Лексус
  • Как уда­лить кера­ми­че­ское покры­тие с автомобиля?

Процедура измерения

Непосредственная процедура измерения особенной сложности не представляет – с ней справится любой водитель.

Тут следует учитывать отличия включения устройств для разных моделей: курковые и некоторые нажимные приборы устаревшего типа нужно включать не прикасаясь датчиком к обследуемой поверхности, а современные устройства автоматически включаются при соприкосновении датчика с чем-либо твердым.

Внимание! Не направляйте включенный датчик в глаза человеку с близкого расстояния!

Все остальное довольно просто:

Процедура измерения
  • Включенный толщиномер прижимаете к исследуемой поверхности, и он выдаст на экран замеренные показания. В курковых моделях для инициации замера нужно нажать и отпустить курок, в нажимных все происходит автоматически. Имейте в виду, что прибор нужно держать крепко и ровно, чтобы датчик соприкасался с эмалью без перекосов.
  • Вы можете исследовать поверхность точечно или в режиме непрерывного замера: не отпуская курок или просто продолжая вести нажимной прибор по ЛКП в нужных областях – показания будут меняться.
  • Но для выведения средних показателей толщины по авто нужны именно точечные замеры: исследуется каждый сегмент в отдельности.
  • Элементы условно делятся на 5 частей (4 по углам и 1 посредине). Точек замеров, конечно, можно брать и больше, особенно если уже есть какие-либо подозрения по определенной области.
  • Для каждой точки снимается 3-5 замеров, которые записываются на бумаге или готовой распечатанной схеме авто.
  • Каждый замер точки проводите не в одном и том же месте, а в радиусе около 10-20 см вокруг выбранного центра – так будет достигнута большая средняя точность.
  • После этого для каждого замера высчитывается среднее арифметическое значение – сумма показаний всех замеров точки, разделенная на количество замеров этой точки (элементарная школьная арифметика).
  • В результате у вас получится по 5 среднеарифметических показаний для каждого элемента кузова, по которым вы можете судить о степени расхождения толщины с заводскими параметрами локальных областей (крыши, крыльев, дверей и т. п.).
  • Из этих 5-и показателей можно легко высчитать среднее арифметическое толщины ЛКП для каждого сегмента, а на основе этого сделать расчет и для всей машины.
Читайте также:  Какой Под лучше купить в 2020 году — Отзыв покупателя за 5 минут

А теперь тоже самое, только наглядно:

Как пользоваться толщиномером первая часть:

Вторая:

Какие значения толщины считаются расхождением с заводскими

Определить при помощи показаний толщиномера не заводскую покраску, а тем более места шпаклевания не представляет труда, если знать все исходные данные.

Практика обследований подержанных машин показывает, что обычно в случаях перекраски/подкраски значения по прибору выше стандартных заводских в 2 или 3 раза.

На деле можно сказать так: если есть расхождение от сотни микрон и выше, то это гарантировано не оригинальное покрытие. Причем расхождение, превышающее 160 микрон, говорит о шпаклевочном слое.

Процедура измерения

Обыкновенный дополнительный слой ЛКП дает к имеющемуся примерно лишние 100 микрон. Это означает, что если общие показания дают 180-260 мкм, то это свидетельствует о перекраске/подкраске. А если выше, то это уже покраска со шпаклеванием. Толщина шпаклевки иногда может иметь не микро, а макрозначения, которые толщиномеры не в состоянии отобразить на экране из-за зашкаливания.

Как ухищряется автомаляр, чтобы вы ничего не заметили

Еще нужно учитывать возможность всяческих ухищрений автослесарей-кузовщиков. Например, они могут специально понижать перед покраской заводскую толщину ЛКП абразивными полиролями. Из-за этого, в случае неумелой работы, толщиномер показывает значения меньше заводских (к примеру, 80-90 мкм от 110-120 исходных).

Если вы желаете узнать больше подробностей по работе с толщиномером, то просмотрите вот это видео, где опытный перекуп раскрывает особенности и секреты подобного процесса на примере обследования популярной модели отечественного автомобиля:

Как откалибровать толщиномер

Чтобы показывать точные результаты, толщиномер должен быть откалиброван. Калибровка сбивается от перепадов температур или если сядет батарейка.

Для калибровки толщиномера используют металлические пластины, которые продаются с ним в комплекте. Если вы арендуете прибор, попросите владельца откалибровать его при вас и на всякий случай выдать вам в аренду калибровочные пластины.

Как откалибровать толщиномер

Калибровочные пластины выглядят вот так:

У моего толщиномера две калибровочные пластины, потому что он работает как со стальными, так и с алюминиевыми деталями. Калибровать прибор нужно отдельно для стали и алюминия. Если толщиномер работает только по одному металлу, пластина будет одна.

В комплект обычно входит специальная калибровочная пленка, по которой и происходит настройка.

Как откалибровать толщиномер

Процесс калибровки прост — ставим толщиномер на пластину и обнуляем показания:

Прикладываем калибровочную пленку к пластине и ставим сверху прибор:

Толщиномер должен показать цифры, нанесенные на пленке. Если этого не происходит, повторяем процедуру.

Как откалибровать толщиномер

Лучший электромагнитный толщиномер

Эти изделия работают по принципу электромагнитной индукции и эффекта Холла. Они дают возможность проводить исследования толщины слоя без его повреждения.

ETARI CHY-113

Прибор отечественного производителя, выпускаемый на тайваньском предприятии, проводит замеры ЛКП на чёрных металлах толщиной от 0 до 1000 мкм. Отличается точностью в показаниях, небольшими габаритами: 148х105х42 мм и малым весом: 157 г.

Лучший электромагнитный толщиномер

Плюсы толщиномера:

  1. Удобная ручка.
  2. Большой экран с крупными цифрами, подсветка облегчают читаемость показаний.
  3. Привлекательный дизайн.
  4. Батарейка удобно расположена внутри рукоятки.
  5. Есть чехол для защиты устройства от повреждений.

Минусы толщиномера:

  1. Не обнаружено.