Лебедка автомобильная, устройство и самодельные варианты

Наличие лебёдки в машине показывает готовность водителя к любому развитию событий. Автомобиль, способен погрязнуть в грязи, не только пытаясь пересечь болото. Раскисшие грунтовые дороги или провалившийся асфальт не менее опасны. Застрять в пути может каждый, и тяговая лебёдка позволит выбраться из такой ситуации. Даже мощный мотор и высокая проходимость автомобиля не исключают попадания в положение, для выхода из которого понадобится лебёдка.

Почему именно ручная?

Можно встретить огромное количество автовладельцев, которые останавливают свой выбор именно на ручных лебедках. Но с чем это связано? Почему бы не приобрести лебедки ручные электрические? На это есть несколько причин:

  1. При использовании автоматической лебедки, двигатель транспортного средства быстро разряжается;
  2. Утяжеляет переднюю часть автомобиля. Особенно критично это скажется на внедорожниках, так как ухудшается проходимость;
  3. Недоступная цена. Стоимость достигает тысячи евро, а это бывает не по карману.

Строительные лебедки

Строгого определения строительных лебедок не существует. В широком смысле — это любые лебедки, которые используются на строительстве. В современных условиях когда строительство многоэтажное в 95% случаев используемые лебедки — электрические. Строительные электрические лебедки разделяются по двум главным признакам:

напряжение сети однофазные 220В и трехфазные 380В.

варианту установки: — наверху (на крыше, перекрытии, в окне, на балконе..) — внизу на земле с использованием консоли с блоком, закрепленной сверху.

Строительные лебедки на 220В рассчитаны на низкую и среднюю интенсивность работ. Часто такие лебедки применяются как для бытовых целей: для перемещения оборудования в гараже, вытаскивания и подвешивания катера или лодки, подъема и монтажа материалов при строительстве загородного дома и так и на производствах и стройке. Грузоподъёмность этих лебедок не превышает 500кг, при емкости конечного барабана до70м.

Самые яркие представители строительных лебедок на 220В:

грузоподъёмность до 200кг

  • Мини-таль или PA 125/250 (г/п 125кг или 250кг с длиной каната 12 или 18м)
  • Мини-таль или электролебедка КХ 125/250 (г/п 125кг или 250кг с длиной каната 12 или 18м)
  • Лебедка электрическая CWS-80 (грузоподъёмность — 80кг, длина каната — 23 м)
  • Лебедка электрическая CWS-160 (грузоподъёмность — 160кг, длина каната — 30 м)
  • Лебедка электрическая CWL-200L (грузоподъёмность — 200кг, длина каната — 70м)
  • Лебедка электрическая CP-200 (грузоподъёмность — 200кг, длина каната — 30м)

грузоподъёмность 230 — 300кг

  • Мини-таль или PA 250/500 г/п 250кг с длиной каната 12 или 18м
  • Мини-таль или КХ 250/500 (г/п 250кг или 500кг с длиной каната 12 или 18м)
  • Лебедка электрическая CWS-230 (грузоподъёмность — 230кг, длина каната — 24м)
  • Лебедка электрическая К-300 (грузоподъёмность — 300кг, длина каната — 29 или 58м)
  • Лебедка электрическая HXS-250 (грузоподъёмность — 250кг, длина каната — 20 или 30м)
  • Лебедка электрическая KDJ 300 (грузоподъёмность — 300кг, длина каната — 30м)
  • Лебедка электрическая СР-300 (грузоподъёмность — 300кг, длина каната — 30м)
  • Лебедка электрическая CWG-10077 (грузоподъёмность — 300кг, длина каната — 59м)
  • Лебедка электрическая CWL-301L(грузоподъёмность — 300кг, длина каната — 58м)

более 300кг

  • Мини-таль или PA 500/1000 (грузоподъёмность 500кг или 1000кг с длиной каната 12 или 18м)
  • Мини-таль или PA 500/1200 (грузоподъёмность 600кг или 1200кг с длиной каната 12 или 18м)
  • Лебедка электрическая К-500 (грузоподъёмность — 500кг, длина каната — 30м)
  • Лебедка электрическая GS-500L (грузоподъёмность — 500кг, длина каната — 58м)

Ознакомиться с подробными техническими характеристиками можно на нашем сайте в разделе лебедки электрические

Нужно помнить, что важный аспект работы лебедки на 220В — соблюдение режима работы, а именно чередование периодов работы и отдыха. Перед включением лебедки проверяйте напряжение вольтметром. Желательно, а в некоторых случаях просто необходимо, использование стабилизатора, так как в случае низкого или нестабильного напряжения лебедка выходит из строя. Также немаловажное значение имеет сечение силового кабеля.

Виды самодельных лебедок

Любой чертеж подскажет, как можно собрать полезное устройство. Автомобильная лебедка остается необходимостью, поэтому не стоит отказываться от нее. Сначала стоит познакомиться с доступными вариантами, которые гарантируют простоту сборки. Существуют следующие виды этих устройств:

  • Ручная;
  • Электрическая;
  • Гидравлическая.

Самодельная лебедка – несложное устройство

В соответствии с используемыми схемами удастся подобрать оптимальную лебедку. При желании человек самостоятельно сделает подходящую модель, которая будет соответствовать его запросам. Из-за чего стоит подробно рассмотреть каждый вид, дав ему общую характеристику.

Виды самодельных лебедок

Ручная

Самодельная ручная лебедка – отличный выбор, гарантирующий простоту эксплуатацию. Это ее главное преимущество, позволяющее свободно пользоваться устройством, не сталкиваясь с проблемой разряженного аккумулятора. Единственной проблемой остается необходимость прикладывания немалых усилий.

Читайте также:  Заземление в частном доме своими руками (220в)

Схема устройства такого аксессуара становится сложной. Следует произвести расчеты, чтобы получить достаточную мощность. В ином случае она будет соответствовать только физической силе человека. Ему не удастся вытащить внедорожник из кювета, поэтому установка не даст успешных результатов.

Ручная лебедка из стартера – наиболее доступный вариант, который можно выбрать для собственного автомобиля.

Воспользовавшись им, удастся в короткий срок собрать надежную конструкцию, способную справиться с задачей в любую погоду.

Практика показывает, что именно такие аксессуары оказываются незаменимыми во время длительных путешествий.

Электрическая

Виды самодельных лебедок

Постаравшись упростить себе задачу, люди должны выбрать иную схему конструкции. Электрическая лебедка также удобна и доступна, ведь для ее создания придется воспользоваться всего лишь небольшим двигателем. Он наверняка найдется в любом гараже, оставшись от стиральной машины или шлифовального станка.

Электрическая самодельная лебедка

Электро или ручная лебедка? Такой выбор оказывается перед каждым человеком. Если хочется свободно перемещать крупные грузы, даже вытаскивая собственный трактор из оврага, человеку лучше воспользоваться доступным подключением. Для этого подойдет аккумулятор, находящийся под капотом.

Многие владельцы транспортных средств предпочитают такую конструкцию. Она поначалу представляется сложной для исполнения, но после быстрого изучения получается выявить трудные моменты и справиться с ними. Только во время эксплуатации вскроется неприятный недостаток. Им является невозможность использования устройства при разряженном аккумуляторе.

Гидравлическая

Выбирая подходящего «помощника», автовладелец обязательно постарается найти лучшее соотношение всех показателей. Гидравлическая самодельная лебедка окажется оптимальным вариантом, совпадающим с пожеланиями профессионалов. С одной стороны она сохраняет простоту ручных конструкций, а с другой – обеспечивает повышенную мощность.

Конструкция гидравлики сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Для учета всех требований чертежа придется подобрать различные детали, а потом объединить их в единую действующую систему. После ее установки поездки станут полностью безопасными и спокойными.

Виды самодельных лебедок

Самодельная гидравлическая лебедка

Гидравлические конструкции обычно применяются крупными производителями. Пусть они не во всем идеальны и требуют регулярного обслуживания, но отлично справляются со своими функциями. По этой причине их популярность остается на высоком уровне, который поддерживается постоянными разработками и дополнениями.

Чем еще полезно данное приспособление?

Одной из главных особенностей самодельных механизмов данного рода является возможность их использования не по прямому назначению. Это значит, что самодельная лебедка на УАЗе может в любой момент переместить тяжелые грузы на приусадебном участке.

Чем еще полезно данное приспособление?

Для этого даже необязательно снимать ее с бампера (но в таком случае нужно подогнать машину вплотную к месту нахождения груза, что не всегда удается сделать). Также самодельное устройство способно помочь вам при выкорчевывании старых деревьев, пней или транспортировке бревен. Иногда такая лебедка используется для перемещения поддонов со строительными материалами.

Привод тягового устройства

Специфика использования требует учитывать различные характеристики лебедок, которые будут зависеть от задач, возлагаемых на такое оборудование. Тяжёлая техника требует значительных усилий для выезда на нормальную дорогу. Лёгкому автомобилю будет достаточно нагрузки всего в 1-2 тонны чтобы выехать из любой канавы. Для решения таких задач лебёдки могут иметь принципиальные различия по типу привода.

  • Механические – объединены в единую конструкцию с механикой автомобиля. Вращающий момент через передаточную систему поступает на барабан. Управление таким типом привода выполняется из кабины внедорожника или спецтехники и не нуждается в установке дополнительных устройств;
  • Электрические – представляют собой отдельный механизм, а от автомобиля, осуществляется только питание данного оборудования. При работе такой электролебёдки аккумулятор машины быстро разряжается, и подобная установка будет оправдана для техники с высокой ёмкостью АКБ;
  • Гидравлические – такая система имеет большую мощность и устанавливается в основном на спецтехнике. Современная гидравлическая лебёдка подключается к системе гидроусилителя руля, что обеспечивает достаточный уровень давления масла для её запуска. Скорость сматывания цепи компенсируется мощностью системы;
  • Ручные – имеют механическое исполнение и работают за счёт приложенных усилий на рычаг. Их конструкция также может существенно различаться, а грузоподъёмность обычно находится в пределах 2 тонн. Большие тяговые усилия в таких механизмах будут требовать значительного физического воздействия.

Наиболее распространены ручные и электрические лебёдки, использование которых не вызывает сложностей в установке. Существует довольно много их разновидностей и можно легко выбрать наиболее подходящий механизм.

Требования безопасности

5.1 Лебедки должны соответствовать требованиям [1], [2] и [3]Лебедки для угольных шахт и рудников, опасных по взрыву газа и/или пыли, должны относиться к группе I с уровнем взрывозащиты Mb по ГОСТ 31441.1, их оборудование и компоненты должны соответствовать требованиям ГОСТ , ГОСТ 31441.5, 31613, а лебедки с пневмоприводом — также требованиям ГОСТ 30869.Лебедки для угольных шахт и рудников, не опасных по взрыву газа и/или пыли, должны иметь рудничное нормальное исполнение и маркировку РНI.

5.2 Электрооборудование лебедок для взрывоопасных сред должно соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭК 60079-0, ГОСТ Р и ГОСТ , для невзрывоопасных сред — требованиям ГОСТ 24754, ГОСТ Р и ГОСТ

5.3 На раме лебедок должен быть зажим для заземления.

5.4 Уровень звука на рабочем месте оператора при работе лебедки не должен превышать 85 дБА [4].

5.5 Корректированный уровень локальной вибрации на рабочем месте оператора при работе лебедки не должен превышать 0,02 дБ [5].

5.6 Детали и сборочные единицы лебедок для взрывоопасных сред изготавливают из материалов безопасных в отношении воспламенения взрывоопасных газовых смесей искрами, возникающими при трении и соударении этих деталей и сборочных единиц.

5.7 Детали лебедок изготавливают из негорючих материалов. Допускается изготовление из трудносгораемых или трудновоспламеняющихся материалов по ГОСТ шлангов пневматической системы; уплотнительных манжет и колец; прокладок; изоляционных покрытий органов управления.

5.8 Детали и узлы лебедок для взрывоопасных сред должны быть антистатичными.

5.9 Скорость движения каната лебедок не должна превышать 1 м/с [6].

Отношение значений диаметра барабана лебедок к диаметру каната не должно быть менее 15.

Канаты, изготовленные для применения в лебедках, имеют запас прочности по отношению к номинальному тяговому усилию на их барабанах не менее 4 [6].

Реборда барабана должна выступать над верхним слоем каната на 2,5 диаметра каната [6].

При работе лебедок температура не должна превышать: у подшипников — 80 °C, у накладок тормозов — 150 °C.

Конструкцией лебедок должна быть исключена возможность утечки масла через фланцевые соединения, пробки и уплотнения редуктора.

Конструкцией лебедок должно быть предусмотрено ограждение всех вращающихся или перемещающихся частей, кроме проемов для выхода канатов и рычагов управления.

Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное отвинчивание.

У пневматических лебедок предусматривают отвод отработанного воздуха в сторону от рабочего места оператора.

Пневматические лебедки оснащаются глушителем шума.

Ручки органов управления электрическими лебедками должны иметь покрытие из электроизоляционных материалов.

Электрическая схема управления лебедками должна обеспечивать:— защиту от коротких замыканий, перегрузок и неполнофазного режима работы электродвигателей;— нулевую защиту;— защиту от потери управляемости в цепях управления пускателями;— контроль сопротивления изоляции.

Иные варианты: простейшая лебёдка и конструкция из металла

Быстрая и достаточно эффективная альтернатива предыдущим моделям — довольно старый способ. Его знают автомобилисты, которым приходилось с подручными средствами буксировать машину. В экстренных случаях можно использовать такую лебедку и на даче, когда времени и материалов для более серьёзного устройства у вас нет:

  • вкопайте глубоко в землю лом — он должен крепко фиксироваться в вертикальном положении;
  • на получившуюся ось перпендикулярно наденьте отрезок трубы (рычаг), с помощью которого лом будет вращаться;
  • закрепите трос на грузе и на ломе;
  • вращайте лом, наматывая трос, и двигайте груз.
Читайте также:  Лучшие наборы инструментов по отзывам. ТОП 28

Для металлического устройства вам потребуются металл, сварка и различные комплектующие части. Это вращающийся цилиндр, шестерёнки, ручки и втулки.

Детали конструкции:

  1. Шестерёнка Глиста. Она передаёт энергию вращения оси. Приобретите толстый элемент с массивными зубьями.
  2. Вал для троса. Подыщите литой цилиндр и приварите к нему с одного края округлый металлический лист по размеру внутреннего кольца шестерёнки. Этот цилиндр впоследствии будет использоваться для накручивания троса. Если вал имеет сквозное отверстие — отлично. Для более качественного закрепления проденьте стальной трос и соедините снаружи в петлю.
  3. Втулка для скольжения вала во время намотки троса. Хорошо бы дополнительно к ней установить подшипник качения.

Внимание! Из металла также изготавливают раму тягача с ушками на ней, качалку, водило, неподвижное кольцо муфты, закреплённое на шарнирах. Все детали лебедки должны быть умеренно жёстко зафиксированными, чтобы не болтаться и не истирать друг друга.

Неисправности

Лебедки очень надежные устройства, но при эксплуатации возникают неисправности:

  • повреждение тягового элемента – поврежденный трос или цепь необходимо заменить;
  • заклинивание зубчатой передачи – сдвиг валов вследствие ослабления болтовых соединений, болтовые соединения требуется затянуть и застопорить;
  • увеличение требуемого усилия на рычаге или рукояти – проверяют состояние смазки и при ее отсутствии смазывают детали;
  • сильный шум в редукторе – проверяют состояние смазки, промывают и смазывают редуктор.
Неисправности

Неисправности при использовании устройства с электрическим приводом:

  • электродвигатель не запускается, возможная причина – сработал размыкатель в цепи защиты, пониженное напряжение в сети или неисправна катушка контактора;
  • при выключенном пульте электродвигатель продолжает работать – прилипание магнитной системы контактора, залипание конечных выключателей;
  • пониженное напряжение – проверить сечение питающего кабеля, напряжение на вводном щите;
  • срабатывает токовая или тепловая защита – сначала исключают возможность перегрузки привода, проверяют элементы электрической схемы на обгорание.
  • электродвигатель гудит, но не вращается под нагрузкой – двигатель работает от двух фаз (если трехфазный), в случае гула у однофазного двигателя (относится и к трехфазным двигателям) – возможно, износ подшипника, в следствии под нагрузкой происходит стопорение (заклинивание);
  • сильный нагрев тормозных колодок – проверяют равномерность прилегания колодок, зажим и при необходимости регулируют;
  • самопроизвольное опускание груза – неисправность вызывается слабым зажатием тормозных колодок или их замасливанием. Поверхность колодок промывают и регулируют зажатие;
  • шум электромагнитного тормоза вызывается зазором между якорем и сердечником электромагнита, устраняется регулировкой зазора;
Читайте также:  Какая марка телевизора самая лучшая и надежная

Мелкий ремонт и техническое обслуживание выполняется непосредственно при эксплуатации лебедки или тали. При серьезной неисправности, требующей разборки редуктора, тормозного механизма или электропривода лучше обратиться в специализированную организацию.

Ремонт электрической части устройства выполняется только специалистом с соответствующей группой допуска по электробезопасности.

Неисправности

Замена нагруженных деталей должна выполняться только на детали поставляемые производителем устройства.

Делаем барабан для намотки троса лебедки своими руками

Для изготовления барабана нам понадобится небольшой кусок трубы, и немного листового железа толщиной не менее 3 мм. Не будем тянуть резину, и приступим к изготовлению барабана для электрической лебедки. Для изготовления барабана электролебедки можно использовать чертежи барабана обычной ручной лебедки своими руками.

Делаем барабан для намотки троса лебедки своими руками

ШАГ 1 : основание барабана. В качестве основания барабана используем трубу диаметром 100 – 150 мм, и толщиной стенки не менее 2 мм. Отрезаем кусок трубы размером 300 мм. Для захвата троса нужно просверлить в трубе отверстие, и подобрать подходящий болт с гайкой, которые в дальнейшем будут крепить трос на барабане лебедки своими руками.

ШАГ 2 : стенки барабана. Для того чтобы трос не слетал с основания барабана, по краям трубы нужно приварить два металлических круга одинакового диаметра. Диаметр каждого круга 300 – 400 мм, толщина не менее 3 мм. В этих кругах, посредине, нужно сделать два отверстия под будущий приводной вал с шестерней для вращения барабана лебедки из стартера. Привариваем круги к трубе.

Делаем барабан для намотки троса лебедки своими руками

ШАГ 3 : вал с шестерней. К барабану нужно приварить вал с шестерней. Продеваем вал через стенки барабана, и намертво привариваем его к ним. На вал набиваем подшипники с корпусом так, чтобы корпус подшипника был отдален от стенок барабана на 5 – 10 мм.

ШАГ 4 : станина. Чтобы закрепить барабан и стартер в неподвижном состоянии нам понадобится жесткая станина. Для изготовления станины для лебедки своими руками нам понадобится две пластины металла, толщиной не менее 5 мм, 3 шпильки и 12 гаек. По центру пластин проделываем два небольших отверстия для вала. На эти пластины, строго по центру, привариваем корпус подшипников для вращения барабана. Собираем всю конструкцию. Следующим этапом будет установка мотора для электрической лебедки 12V своими руками. Установить его нужно так, чтобы зубчатое колесо вала барабана входило в зацепление с шестерней понижающего редуктора электромотора. Фиксировать электромотор к станине можно при помощи инструмента для нарезания трубной резьбы. Его мы привариваем к станине, и болтами фиксируем электромотор. Устанавливаем распорные шпильки с гайками. После чего привариваем направляющую проушину для троса. Для дополнительного крепления электромотора к станине лебедки из стартера делаем дополнительную площадку снизу мотора, и усиливаем ее маленьким уголком. Наматываем трос на барабан, и все готово. Осталось только правильно подключить лебедку.

Делаем барабан для намотки троса лебедки своими руками

ШАГ 5 : подключение. Подключаем электролебедку к сети. На стартере есть два контакта – плюс и минус. Здесь нет ничего сложного. Но, нам же нужно еще сделать реверс для нашей лебедки в гараж своими руками. Здесь уже нужно будет немного под разобрать электродвигатель и вмешаться в электросхему всего механизма. Мы подготовили для вас простенькую схему, как сделать реверсивное движение на электромоторе от стартера.

Будьте внимательны, масса на электролебедке не изолирована, поэтому масса будет проходить по стальному канату. Крайне не рекомендуется цеплять при помощи железного троса автомобиль или его элементы. Для этого нужно использовать тканевый трос или же изолировать массу внутри самого электродвигателя!

Делаем барабан для намотки троса лебедки своими руками

На этом пошаговая инструкция, как сделать лебедку своими руками, окончена. Если все грамотно сделать, то такая лебедка не уступит дорогим лебедкам. А если еще постараться, и сделать красивый дизайн, то она может получиться даже лучше. Не стоит бояться экспериментировать, и чуть что, то сразу бежать в магазин – все можно сделать самому. Надеюсь, что после прочтения данной статьи вы уже будете знать, как сделать лебедку из стартера.