Как произвести ремонт перфоратора своими руками

Дрель является самым распространённым электроинструментом в быту и строительстве. Но рано или поздно может аппарату может потребоваться ремонт. Как устранить основные неисправности своими руками, читайте ниже.

Подробный обзор

Диагностика неисправностей перфоратора

Одной из причин выхода прибора из строя является обрыв в сетевом шнуре.

Диагностика неисправностей перфоратора

Для тестирования электрических цепей рекомендуется использовать мультиметр. С помощью этого прибора можно не только выявить обрыв сетевого питания, но и «прозвонить» катушки обмоток двигателя, определить наличие напряжения на кнопке запуска.

Диагностика неисправностей перфоратора

Сбои в механической части: коронка не вытаскивается из ствола, бур не долбит, сверло не вращается и другие

Диагностика неисправностей перфоратора
  • бур не долбит;
  • сверло не вращается;
  • коронка не вытаскивается из ствола (заклинивает);
  • зубило не держится в патроне (выскакивает);
  • слышны посторонние звуки внутри механизма, скрежет, вибрация.
Диагностика неисправностей перфоратора

Сбои в электрике: не вращается мотор, искрят щётки на коллекторе и прочие виды поломок

Диагностика неисправностей перфоратора
  • мотор при включении не вращается;
  • усиленно искрят щётки на коллекторе;
  • от корпуса исходит запах горелой изоляции;
  • из инструмента во время работы идёт едкий дым.
Диагностика неисправностей перфоратора

Всю конструктивную схему перфоратора можно разделить на электрическую и механическую части. Из наиболее характерных поломок электрики, которые можно исправить в полевых условиях самому, отмечу неисправность пусковой кнопки и износ щеток. Проблемы с двигателем («прострел9raquo; обмотки, механическая или электро поломка якоря и т.д.) должен решать профессиональный электрик-обмотчик.

Диагностика неисправностей перфоратора

Можно ли подключить дрель без кнопки

Дрель является одним из самых используемых в повседневном быту электроинструментом. Часто, во время ее эксплуатации из строя выходит такой элемент как кнопка питания. Это обусловлено тем, что выключатель, отвечающий за включение и выключение устройства, подвергается механическим воздействиям, в результате чего он быстро изнашивается. Именно по этой причине у большинства людей, которые используют электрическую дрель, возникает вполне закономерный вопрос: можно ли подключить дрель напрямую без кнопки питания и как это сделать?

Как правило, в большинстве случаев подобный вопрос возникает у людей в том случае, когда выключатель включения/выключения электродрели выходит из строя, а приобрести новый не представляется возможным. Сразу же нужно отметить, что подключить питание к электродрели и запускать ее без кнопки вполне возможно. Однако во время такого подключения нужно следовать всем правилам и инструкциям подключения контактов электродвигателя устройства к проводам, по которым поступает питание от электрической сети.

Как устроен перфоратор

Перфоратор можно отнести к разряду инструментов, имеющих устройство повышенной сложности. Однако последовательное рассмотрение деталей и принципа действия поможет основательному пониманию нюансов работы механизма и поиску неисправностей.

Устройство бочкового перфоратора: 1 — сетевой шнур; 2 — угольные щётки; 3 — электродвигатель; 4 — выключатель; 5 — эксцентриковый механизм; 6 — ударный механизм; 7 — быстросменный патрон

У бочкового перфоратора двигатель и ведущая шестерня расположены вертикально. Ключевым отличием от инструмента пистолетного типа здесь служит наличие промежуточного редуктора.

В перфораторах горизонтального (пистолетного) типа раздаточного редуктора нет как такового, вращение сразу передаётся на промежуточный вал, расположенный ниже оси основного шпинделя. Этот вал посажен на двух подшипниках, между ними находится «пьяный подшипник», который при вращении колеблется и приводит в движение поршень ударника. На выступающем переднем конце вала имеется шестерня, за счёт которой передаётся вращение на ствол.

Устройство перфоратора пистолетного типа: 1 — выключатель; 2 — электродвигатель; 3 — щётки; 4 — «пьяный подшипник»; 5 — «летающий» поршень; 6 — боёк; 7 — быстросъёмный патрон SDS

В любом перфораторе имеются переключатели режимов. В бочковом они просто приподнимают шестерни раздаточного редуктора, выводя их из зацепления. В пистолетном перфораторе может применяться одна из двух схем управления. В простейшем случае один переключатель смещает промежуточный вал, который, будучи выдвинутым максимально вперёд, имеет зацепление с шестернёй патрона, но при этом расцеплена муфта передачи вращения на качающийся подшипник. В среднем положении в трансмиссию включены оба механизма, а в максимально утопленном работает только ударник. Устаревшая кинематическая схема имеет два переключателя, один из которых выводит муфту качающегося подшипника из зацепления, а другой сдвигает промежуточный вал.

Якорь на перфоратор – ремонт и замена

    • типы
    • якоря
    • и замена

Одной из важнейших деталей в любом перфораторе является его якорь, также известный как ротор, неисправность которого требует срочного решения проблемы.

Сломанную деталь можно заменить на новую или попробовать отремонтировать, но в любом случае связанные с этим операции будут куда более сложными в техническом плане, чем банальная смена износившихся щеток двигателя.

Читайте также:  В чём разница между контактным и плоскостным секатором

Порядок выполнения работ напрямую зависит от особенностей конструкции конкретной модели прибора. Рекомендуется доверить процедуру профессионалам, что касается запчастей, то правильнее всего остановиться на надежных оригинальных комплектующих.

Основные типы

Якорем называют вращающийся узел установленного внутри электроинструмента асинхронного мотора. Нагрузки на эту часть перфоратора в процессе его эксплуатации могут достигать экстремальных значений, что и становится основной причиной ее выхода из строя. Существует два основных типа перфораторных роторов:

Оба они не только имеют свои особенности, плюсы и минусы, но и серьезно отличаются в конструкции, поэтому лучше всего справиться с заменой или ремонтом якоря перфоратора, учитывая все нюансы и тонкости, сможет только опытный специалист сервисной мастерской.

Строение якоря

Характерным признаком поломки ротора перфоратора является серьезное снижение числа оборотов при его обороте, сопровождаемое резким замедлением вращения, а также появлением треска и искр. Приступая к замене или ремонту якоря электромотора, необходимо учитывать его строение, согласно которому такой узел состоит из следующих типовых деталей:

Цилиндр, выполненный из тесно скрепленных между собой пластин, изготовленных из стойкого к износу сплава низкоуглеродистой или электротехнической стали

  • Вал, служащий местом для насаживания цилиндра
  • Катушки со сдвинутой касательно друг друга на 120-градусный угол обмоткой
  • Изолированные контактные кольца, зафиксированные на валу
Якорь на перфоратор – ремонт и замена

Якорь ротор перфоратора отбойного молотка имеет механический контакт с редукторной шестерней, поэтому при его демонтаже во время проведения замены или ремонта требуется выведение узла из состояния зацепления имеющимся на валу червяком.

Ремонт и замена

Пытаться заменить или отремонтировать якорь бытового или профессионального перфоратора, не имея соответствующих навыков в обращении с электротехникой – не самое разумное решение.

Работу лучше доверить специалисту сервисной мастерской или опытному домашнему этап – диагностика, во время ее проведения устанавливается точная неисправность, в зависимости от которой выявляется дальнейший путь решения проблемы.

При коротком замыкании якорной обмотки наблюдаются такие симптомы как:

  • Медленное движение ротора
  • Постоянное искрение детали
  • Вращение в разные стороны

Когда искры единичные, но в то же время длинные – скорее всего причиной такого поведения перфоратора является плохой контакт провода с коллектором или его обрыв.

Другая неисправность заключается в механической выработке ресурса подшипники, результатом которой является заметный дисбаланс оси вращения якоря.

Поломка диагностируется в том случае, если пробой или обрыв в обмотке ротора не обнаружен, и характеризуется такими признаками, как нарастание вибрацией при работе двигателя.

Провести перемотку якоря в неподготовленных домашних условиях практически невозможно, поэтому его ремонт осуществляется в мастерской. Цена на данный вид услуг находится на доступном уровне и может варьироваться в ту или иную сторону в зависимости от таких параметров, как модель инструмента, мощность привода, конструктивные особенности.

Зажимной патрон для перфоратора: устройство, замена, ремонт

Любой инструмент подвержен износу, и перфоратор в этом отношении не является исключением. Одна из распространенных поломок перфоратора – неисправность зажимного патрона.

Насадки в нем могут плохо держаться, иногда их невозможно извлечь. Чаще всего это происходит при ненадлежащем уходе за инструментом.

Хотя устройство патрона довольно сложное, его ремонт или замена вполне по силам домашнему мастеру.

Зажимной патрон для перфоратора: устройство, замена, ремонт

Как устроен патрон перфоратора

Современный патрон для перфоратора имеет конструкцию SDS. За этой аббревиатурой скрываются слова Steck, Dreh, Sitz.

В переводе с немецкого языка это означает «вставил, повернул, закрепил». Именно в такой последовательности происходит установка насадок в перфоратор.

При этом не имеет значения вид насадки – бур, пика или переходник под сверло. Самые распространенные типы патронов:

Оба варианта обеспечивают быстросъемный режим замены насадок.

SDS-plus

Зажимной патрон для перфоратора: устройство, замена, ремонт

Такой конструкцией оснащены легкие перфораторы, предназначенные для сверления отверстий диаметром до 20 мм в бетоне или кирпиче. На хвостовике насадки расположены четыре паза.

Пазы (4) направляют движение насадки при установке, они соприкасаются с клиньями (5) патрона — так обеспечивается вращение рабочего инструмента.

Пазы (2) служат для фиксации хвостовика, в них входят стопорные шарики, не позволяя бурам выскакивать.

SDS-max

SDS-max применяется на тяжелых перфораторах. Такие инструменты имеют мощный двигатель с большой силой удара. Ими проделывают отверстия до 50 мм. Для уменьшения потерь крутящего момента количество канавок в нем увеличено. В остальном конструкция аналогична SDS-plus.

Другие патроны

Зажимной патрон для перфоратора: устройство, замена, ремонт

Кроме SDS, существуют менее распространенные зажимные конструкции. Они предназначены для фиксации инструмента с гладким хвостовиком.

Ключевой патрон для перфоратора, он же зубчато-венцовый, аналогичен стандартному зажиму для дрели. Насадка в нем фиксируется тремя кулачками, которые перемещаются воздействием специального ключа. Хотя насадка держится надежно, использование такой конструкции ограничено, так как смена инструмента занимает довольно много времени.

Быстрозажимные конструкции более удобны в работе, экономят время, затрачиваемое на замену насадок.

В двухмуфтовом патроне, чтобы зажать или освободить рабочий инструмент, нужно удерживать заднюю часть и вращать переднюю, то есть, задействованы обе руки.

Одномуфтовая конструкция позволяет действовать одной рукой, но требует фиксации рабочего вала. Такая опция должна быть заложена в конструкцию перфоратора.

Несмотря на удобство быстрозажимных патронов, первенство сохраняется за конструкцией SDS.

Зажимной патрон для перфоратора: устройство, замена, ремонт

Разборка патрона SDS

Для оценки состояния патрона перфоратора этот узел нужно разобрать. Начинают разборку со снятия переднего резинового пыльника. Он ничем не крепится, достаточно поддеть его отверткой.

Далее снимают стопорное кольцо и шайбу. Так освобождается пружина.

При снятии пружины нужно соблюдать осторожность: под ней расположены стопорные шарики, они легко выскальзывают и могут потеряться. После удаления пружины можно снять задний пыльник.

Цилиндр закреплен четырьмя вставками, одновременно проходящими через стенки ствола перфоратора. Вставки входят в стенки заподлицо, ухватить их не за что.

Для выемки вставок удобнее всего воспользоваться небольшим магнитом или намагниченной отверткой. Освобожденный патрон вынимают, слегка покручивая из стороны в сторону.

Зажимной патрон для перфоратора: устройство, замена, ремонт

Проведя осмотр, делают заключение: требуется замена всего патрона или только некоторых деталей. Сборка производится в обратном порядке.

Читайте также:  12 лучших аппаратов для сварки полипропиленовых труб

Типичные неисправности зажимного узла

Чаще всего неисправными в патроне для перфоратора бывают следующие детали.

  1. Пыльник истерся или имеет трещины, из-за чего проникающая внутрь патрона строительная пыль загрязняет смазку и препятствует вращению.
  2. Стопорное кольцо. Его ослабление освобождает пружину, шарики выпадают из пазов, буры не держатся.
  3. Направляющий цилиндр. Износ внутренних канавок не позволяет надежно фиксировать буры.
  4. Пружина. Ее износ или разлом снижают амортизацию.
  5. Шарики. Уменьшение их диаметра вследствие износа не позволяет удерживать бур.

Шарики, пружину и стопорное кольцо можно заменить подходящими по размерам деталями от других механизмов или попытаться изготовить самому. Пыльники и направляющий цилиндр не ремонтируют, их придется поменять на фирменные исправные экземпляры.

Все необходимые детали продаются в специализированных магазинах.

Зажимной патрон для перфоратора: устройство, замена, ремонт

Как можно понять, ремонт патрона перфоратора не настолько сложный процесс. После окончания гарантийного срока на инструмент в случае поломки перфоратор можно отремонтировать своим силами, не обращаясь в сервисный центр.

Нет удара перфоратора. Что делать в таких случаях?

При сверлении отверстий перфоратором главным фактором является не вращение бура, а удар. От его силы зависит как скорость бурения, так и способность инструмента справляться с особо твердыми строительными материалами (бетон, гранит и прочие).

Пыль и постоянные нагрузки на инструмент негативно сказываются на его работе. В процессе эксплуатации сила удара может заметно снизиться или исчезнуть совсем.

Как работает перфоратор и почему он «отказывается» долбить?

Ударный механизм перфоратора

Большинство современных перфораторов имеют электропневматический ударный механизм. «Электро» – потому, что механика приводится в движение электродвигателем, а «пневматический» означает, что боек, бьющий по хвостовику бура, приводится в движение воздухом.

Схема перфоратора

  1. Шестерня передачи вращения от двигателя
  2. «Пьяный» подшипник
  3. Поршень
  4. Ударник («летающий поршень»)
  5. Ствол
  6. Боек
  7. Патрон SDS

При нажатии на кнопку двигатель передает вращение валу с «пьяным» подшипником, который в свою очередь приводит в движение поршень внутри ствола. При движении поршня вперед, между ним и ударником возрастает давление воздуха.

Ударник двигаться в сторону бойка и бьет по нему. Боек передает энергию удара в бур. Затем поршень совершает движение в обратную сторону, создавая в стволе область разрежения.

За счет этого ударник возвращается в исходное положение, после чего весь цикл повторяется.

Большинство перфораторов имеют два или три режима работы:

  • комбинированный режим: удар и вращение бура;
  • режим блокировки вращения: работает только ударный механизм;
  • режим блокировки удара: перфоратор можно использовать в качестве дрели или миксера для приготовления строительных смесей.

Причины отсутствия удара

На первый взгляд кажется, что ударный механизм имеет простую конструкцию, и ломаться там нечему. Нагрузка, пыль и вибрация постепенно берут свое. Обычно сила удара снижается по мере износа механизма и в итоге сходит на нет. Резкое исчезновение удара объясняется деформацией или разрушением некоторых деталей.

Боек и ударник

Эти детали изготавливают из высокопрочной стали. Боек выходит из строя редко, но втулка, в которой он двигается, поглощает часть ударной энергии и со временем разрушается. Осколки заклинивают боек, и перфоратор перестает бить.

Ударник («летающий поршень») имеет компрессионное кольцо. При его износе часть воздуха проходит в зазор между цилиндром в стволе и ударником. Чем больше износ, тем слабее удар. Проблему решает замена кольца на новое.

Иногда ударная часть «летающего поршня» разбивается о боек. Обычно это результат давления на перфоратор при бурении отверстий. Скорость сверления не увеличивается, но нагрузка на механизм возрастает, что ускоряет износ. Ремонт заключается в снятии фаски на наждачном станке или замене детали.

«Пьяный» подшипник

Он насажен на вал под углом и приводит в движение поршень. При наличии выработки или разрушении подшипник подлежит замене.

Переключатель режимов

Детали механизма могут выйти из направляющих пазов. Это может быть следствием деформации, износа или частой работы инструментом с не полностью включенным режимом. Неисправность устраняется установкой деталей на свои места или заменой на новые.

Смазка

Несвоевременная замена смазки тоже может быть причиной отсутствия удара. Работа перфоратором подразумевает наличие пыли, которая не лучшим образом влияет на свойства смазочных материалов. Пыль может забить отверстия в цилиндре, предназначенные для циркуляции воздуха при работе ударного механизма. Такой же эффект не исключен при использовании слишком густой смазки, не предназначенной для перфораторов.

Что делать, если нет удара в перфораторе

Если инструмент отказывается долбить, необязательно сразу его разбирать или планировать поход в сервис. Иногда причины отказа могут быть элементарными.

В некоторых моделях перфораторов режим удара блокируется реверсом. Достаточно передвинуть рычаг в нужное положение. Аналогичный эффект может быть от не до конца повернутого переключателя режимов.

При вертикальном сверлении пыль и мелкие осколки могут забить патрон и боек под буром. Вынув бур, необходимо очистить патрон от мусора и протолкнуть боек вниз.

Использование дешевых расходников тоже может оказаться причиной неисправности. Хвостовик некачественного бура иногда оказывается расклепанным в виде «грибка» внутри патрона. Не всегда удается извлечь такой бур без разборки патрона.

Качественные расходники, своевременная профилактика и обслуживание гарантированно исключают отказ инструмента в самый неподходящий момент. При появлении намеков на неисправность лучше сразу обратиться в сервис или при наличии опыта произвести ремонт самостоятельно.

Ремонт Диолд ПРЭсвоими руками

При поломке инструмента в первую очередь владелец сам пытается найти причину поломки. Приходится вспоминать условия эксплуатации, причем выясняется, что многие нарушают нормы использования инструмента. Например, работают перфоратором Диолд с излишним усилием, при сбоях сети и других сложных условиях, а такой режим приводит к отказу инструмента. Повреждения подразделяют на следующие:

  1. Электрические. Устройство не работает: искрит внутри корпуса, не работает регулятор оборотов, при работе выбивает автомат.
  2. Механические. Функция долбления не работает: наличествует треск или скрежет, не переключаются режимы, смазочные жидкости вытекают из устройства.

Первым этапом становится грамотная разборка устройства. Модель Диолд ПРЭ5 имеет в устройстве особенности. Общее у всех перфораторов – корпус сделан из двух частей. Это передняя и задняя половины со стороны патрона. Стягивание корпуса осуществляется винтами. Ремонт инструмента Диолд ПРЭ5 обладает характерными поломками, как и модель ПРЭ7. К ним относятся якорь, шестерни, щетки, подшипники, выключатели, стартеры, кабель для сети. ПРЭ5 относится к легкому классу, поэтому и ремонту он поддается лучше.

Механические поломки

При ремонте электрического перфоратора часто возникает потребность в его разборе. Но перед тем, как его начать, надо лишний раз убедиться в том, что неполадки возникли именно в механической части устройства. Разберем подробно, какие неполадки встречаются и как их можно устранить

Неисправности в редукторе

Несвоевременное обслуживание, некачественно выполненный ремонт, эксплуатация перфоратора в запредельных режимах может привести к тому, что из строя может выйти любая деталь, входящая в состав этого механизма. Для выявления дефектов редуктора необходимо выполнить его разборку, промыть детали и после этого выполнить тщательный их осмотр.

Выявленные поврежденные детали необходимо заменить на новые. Затем выполнить сборку редуктора, разумеется, в него требуется уложить смазку. Кстати, марка смазки, должна быть указана в руководстве по эксплуатации.

Механические поломки

Неисправность патрона

Если насадка не входит в рабочее положение, то скорее всего причина кроется в патроне. Для устранения этого дефекта нет нужды в разборке инструмента. Как правило, помехи для установки насадки заключаются в том, что внутрь патрона попал какой-либо мусор.

Неисправен переключатель режимов

Для выявления неисправностей в устройстве переключения режимов перфоратор все же придется разбирать. В принципе, дефект можно выявить путем тщательного осмотра механизма переключения.

Дефекты и неисправности перфоратора

Чтобы разобраться с дефектами и неисправностями электроинструментов данного типа, наша команда рассмотрела несколько популярных брендов и определила причины наиболее распространенных поломок:

  • Повышенный износ рабочего элемента;
  • Появление трещин на ручке и корпусе;
  • У аккумуляторных моделей батареи недолговечны;
  • Частые перегибы провода у электрических моделей;
  • Неполадки ударного механизма и его взаимодействия с обычным;
  • Недолговечность подшипников, патрона, деталей с зубьями, предохранительной муфты.

Почему нагревается перфоратор

Чаще всего причиной этому является продолжительность времени работы и большие нагрузки на инструмент. Двигатель взаимодействует с рабочими узлами, в результате чего может возникать перегрев. При его появлении – отключите инструмент, дайте ему время остыть – не менее получаса.

Если перфоратор долбит, но не сверлит

  • Коническая пружина держит муфту, в случае ее ослабления может возникнуть проблема;
  • Стопорный ролик перестал фиксировать большую шестерню вала;
  • Перестает работать фиксатор инструмента в стволе.

В этом случае достаточно заменить или подтянуть проблемные запчасти, произвести запуск в щадящем режиме.

Запах из перфоратора

Сторонние запахи могут возникать в момент перегрева или повышенной нагрузки, на которую не рассчитана модель. Если же он новый или только из ремонта – скорее всего, детали попросту не притерлись, и потребуется время на этот процесс.

Перфоратор не работает

  • Короткое замыкание, которое привело к сгоранию ротора или статора;
  • Полный износ угольных электрощеток;
  • Держатели щеток ослабли и не держат их;
  • Выгорели ламели на коллекторе;
  • Оборвалась обмотка на роторе или статоре;
  • Поломка аккумулятора;
  • Перегнут шнур подключения к сети.

Обмотку можно произвести в домашних условиях. Если вы беретесь заменять щетки, покупайте сразу две, независимо от того, испорчена одна или обе. При возникновении короткого замыкания замените сгоревшие детали на исправные. Если проблемы заключаются в проводе или аккумуляторе – купите новые и смонтируйте их на место старых.

Из перфоратора течет масло

Утечка – прямой показатель износа некоторых деталей внутри механизма. Раскрутите модель и сделайте диагностику, произведите замену смазки при необходимости.

Перфоратор пробуксовывает

Причина этому – ослабленная муфта. Достаточно подтянуть ее или же произвести замену.

Не работает реверс

Причиной является поломка кнопки переключения режимов. Разберите заднюю панель и, при необходимости, осуществите замену контактов.

Перфоратор не крутит под нагрузкой

Скорее всего, нагрузка не соответствует дозволенной норме, в результате чего возникает данный дефект.

Диагностика неисправностей перфоратора

Если в процессе эксплуатации становятся очевидными неполадки в работе перфоратора, следует отключить его от электропитания и произвести наружный осмотр. Если внешние признаки поломки не найдены, придётся разбирать корпус и искать проблему внутри.

Одной из причин выхода прибора из строя является обрыв в сетевом шнуре. В этом случае двигатель перфоратора не включается. Для его диагностики надо тщательно осмотреть кабель, соединяющий инструмент с сетью. Он не должен быть повреждённым, переломанным или оплавленным. Исправный сетевой шнур остаётся холодным во время работы. Если провод не в порядке, его следует заменить на равноценный. Сечение токопроводящих элементов должно соответствовать потребляемой инструментом мощности.

Универсальный диагностический прибор для электрических цепей

Условно все неисправности перфоратора можно разделить на две категории — механические и электрические.

Сбои в механической части: коронка не вытаскивается из ствола, бур не долбит, сверло не вращается и другие

Диагностика неисправностей перфоратора
  • бур не долбит;
  • сверло не вращается;
  • коронка не вытаскивается из ствола (заклинивает);
  • зубило не держится в патроне (выскакивает);
  • слышны посторонние звуки внутри механизма, скрежет, вибрация.

Сбои в электрике: не вращается мотор, искрят щётки на коллекторе и прочие виды поломок

О проблемах с электрической частью перфоратора свидетельствуют следующие признаки:

  • мотор при включении не вращается;
  • усиленно искрят щётки на коллекторе;
  • от корпуса исходит запах горелой изоляции;
  • из инструмента во время работы идёт едкий дым.

Для того чтобы выяснить и устранить причину всех этих явлений, перфоратор необходимо разобрать.